Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Испытание «Кармен»

27 декабря, 2001 - 00:00

Новогодний подарок подготовил коллектив Национальной оперы Украины, приглашая зрителей на премьеру оперы «Кармен» Жоржа Бизе 28 и 30 декабря.

За всю свою многолетнюю творческую историю киевский театр обращается к этому шедевру мировой музыки в седьмой раз. Первая постановка была осуществлена в конце 20-х годов режиссером Лапицким. В 1963 г. Дмитрий Смолич вместе с дирижером Константином Симеоновым сделали версию, которая просуществовала десяток лет. Именно ее восстановил в конце 70-х Лев Силаев. В этой работе вновь принимал участие маэстро Константин Арсенович (в ту пору, вернувшийся в театр), а интересные декорации сделал знаменитый мастер — Федор Нирод.

— Практически все корифеи нашей оперы прошли апробацию через «Кармен», — подчеркнул Генеральный директор театра Петр Чуприна. — Стоит назвать всего несколько звездных имен исполнителей главных партий: Кармен — Лариса Руденко, Галина Туфтина, Валентина Река; Хозе — Василий Третяк, Владимир Гуров; Эскамильо — Михаил Гришко, Дмитрий Гнатюк; Микаэла — Зинаида Христич, Клавдия Радченко. Это произведение великого маэстро требует огромного мастерства всех, занятых в постановке. Я бы сказал, что театр проверяется на профессиональную зрелость. Нужна команда сильных солистов. Меццо-сопрано — голос довольно редкий, а мы можем похвастаться, что имеем несколько хороших певиц: Анжелина Швачка и Татьяна Пименова ныне репетируют образ роковой цыганки, а в ближайшем будущем к ним присоединятся Татьяна Анисимова, Наталья Кислая и Зорислава Довга. Партия Хозе написана композитором для драматического тенора. У нас три исполнителя — Александр Востряков, Павел Приймак и Андрей Романенко. Поставить «Кармен» мы пригласили российского режиссера из Большого театра Николая Кузнецова, который уже знает наш потенциал. В прошлом сезоне он ставил для нас оперу «Любовь к трем апельсинам», которая пользуется успехом у публики. Нас привлекает, что Николай Иванович предложил интересную концепцию, но без авангардных трюков, то есть добротную постановку. Оригинальную сценографию придумал Андрей Злобин, а костюмы создает Анна Ипатьева (театралам они знакомы по оформлению «Риголетто»). Дирижер — Владимир Кожухарь.

Подготовительный период растянулся на полгода. Опера исполняется на языке оригинала — французском. Актеры разучивали свои партии, а затем произношение им ставили педагоги-репетиторы. Полтора месяца назад в Киев приехал Николай Кузнецов и стал сводить все к единому знаменателю. По его словам, он не стал гнаться за модой. Когда нечего сказать зрителям, то режиссеры стараются оглушить или шокировать публику. Например, посадить Кармен на мотоцикл, а Хосе — заставить сделать стойку на голове. Вот только зачем такие эффекты, если они не оправданы ходом сюжета? Он считает, что нужно ставить автора и не выпячивать собственные амбиции.

— Для меня «Кармен» по жанру — психологическая драма с трагическим концом, — сказал режиссер Кузнецов после репетиции. — Эта опера, по взаимоотношениям героев, написана Бизе в музыке так проникновенно, что ее можно сравнить с шекспировскими сюжетами. Это спектакль о человеке, не умеющем обуздать страсть, и поэтому Хозе становится ее жертвой. За столетнюю историю различных постановок произведение обросло штампами: если Кармен — то актрисы обязательно изображают из себя роковую женщину. Я постарался убедить актеров не прятаться за музыку, проявить свой драматический дар и стараться идти от психологии своих персонажей. Мне кажется, что спектакль получается, если создается связка единомышленников, работающих в одной упряжке. Во всяком случае, я попытался создать команду.

Киевский вариант «Кармен» для режиссера уже третье обращение Николая Ивановича к наследию Ж. Бизе. После окончания ГИТИСа он ставил эту оперу в Днепропетровске. Тогда сцена была оформлена, как стадион где, и развернулась кровавая драма. Затем в Московском театре им. Станиславского и Немировича-Данченко он ассистировал Фезенштейну и после удачного дебюта был приглашен работать в этот прославленный коллектив. Как считает Петр Чуприна, именно тот спектакль понравился представителям администрации Национальной оперы Украины, и их выбор остановился на Кузнецове.

Исполнитель партии Хозе — Александр Востряков признался, что с этой роли началась его оперная карьера, а «Кармен» считает самой любимой из своего разнообразного репертуара. Он принимал участие в спектаклях разных театров: Днепропетровска, Казани. И вот, практически на закате своей певческой карьеры, судьба подарила шанс вновь прикоснуться к великой музыке Жоржа Бизе.

Для репертуарного театра очень важно, чтобы спектакли имели долгую сценическую жизнь. Дирекция Национальной оперы надеется, что их новая «Кармен» не оставит публику равнодушной.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ