До 1997 года городские автобусы на остановках люди брали штурмом. За нечеловеческие условия поездки их прозвали «скотовозами». За 15 лет эксплуатации, например, один «Икарус» перевез около 20 миллионов пассажиров. Возить и дальше он уже не может. Автобусный парк изношен на 90%, а пополнение новыми машинами отсутствует. У государства нет средств.
Остроту немного сняли «маршрутки», частично заменившие дряхлые автобусы. Они поначалу приучили людей к цивилизованной очереди на посадку. В их стесненных салонах никто не стоял. Люди облегченно вздохнули. Однако радость оказалась недолгой. Появились первые симптомы превращения микроавтобусов в те же «скотовозы». На остановках большие очереди. Их уже начинают брать штурмом. Салоны переполнены стоячими пассажирами. Что же произошло?
Главная причина — отсутствие на маршрутах необходимого количества автобусов большой вместимости. Один такой автобус заменяет 12 микроавтобусов. Перспективы увеличения числа машин большой провозной возможности нет. Пассажиропотоки взяли на себя микроавтобусы. И здесь начала ощутимо срабатывать губительная причина экономического характера. Мощный налоговый пресс в сочетании с «кризисными» тарифами на проезд в микроавтобусах привел к тому, что владельцы стали «набивать» их пассажирами. Мало того, этот пресс может похоронить «маршрутки» вообще.
Сегодня владельцы микроавтобусов платят более десятка различных налогов и сборов. Часть из них включается в состав валовых расходов, входят в себестоимость транспортной услуги. Повышать плату за проезд практически запрещено. А цены на топливо, запчасти, шины постоянно растут. Потому микроавтобусы работают на «кризисных» тарифах, приближая их владельцев к банкротству. Один из путей неповышения тарифа и поддержания «маршруток» на плаву — это льготы по налогам, которые позволили бы немного уменьшить себестоимость перевозок.
В конечном счете экономические беды транспортников ощущают миллионы пассажиров — на качестве перевозок. Во многом они порождены неопределенностью норм законодательства и даже «столкновением» законов — когда они противоречат один другому. Таким положением пока успешно пользуются налоговые администрации, создавая налоговые ловушки. В одну из них, например, в части налога с транспортных средств, попались «маршрутки».
Законом Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» предусмотрена льгота: от уплаты этого налога освобождаются предприятия автотранспорта общего пользования, автобусы которых заняты на перевозке пассажиров. Но тут же записано условие для получения льготы — если тарифы оплаты проезда в таких автобусах определены в установленном законом порядке.
Первая неопределенность связана с понятием «пассажирский автотранспорт общего пользования», которое присутствует не только в этом законе. Казус состоит в том, что налоговики пытаются не относить «маршрутки» к транспортным средствам общего пользования. Но уже сегодня удельный вес перевозок пассажиров микроавтобусами в общем объеме всех автобусных перевозок достиг 30%, а доля «маршруток» в автобусном парке городов составляет около 40%.
Причиной противоречий между налоговым законодательством и перевозчиками продолжает оставаться отсутствие юридического определения понятия «пассажирский транспорт общего пользования». А отсюда споры по поводу того, какие же виды автотранспорта к нему относятся. Минтранс Украины как орган государственной политики на транспорте не вносит предложения о введении в нормативные акты единого понятия данного вида автотранспорта. Отсутствует оно и в проекте «Кодекса автомобильного транспорта», который будет утверждать Верховная Рада.
Вторая неопределенность связана с тарифами на проезд. Сегодня на пассажирском автотранспорте отсутствуют нерегулируемые (свободные) тарифы. Плата за проезд в микроавтобусах согласовывается с заказчиками перевозок — местными органами исполнительной власти. К тому же не отменено законодательное запрещение в части повышения тарифов за проезд транспортом общего пользования — до погашения задолженности с выплатой зарплаты.
В результате попытка киевских владельцев микроавтобусов повысить плату за проезд (из-за роста цен на бензин) не увенчалась успехом. Киевская горадминистрация ограничила тариф на уровне 50 копеек.
Если исходить из перечисленных аргументов, то «маршрутки» как автобусы особо малого класса относятся к пассажирскому автотранспорту общего пользования и по ним регулируются тарифы. То есть на них должна распространяться льгота, предусмотренная законом о налоге с владельцев транспортных средств. Однако налоговики выставляют другие аргументы. Они считают, что «маршрутки» работают не в обычном режиме перевозок, а в так называемом таксомоторном, как маршрутные такси. А раз так, то и налоги — на полную катушку. Но микроавтобус-такси соответствовал бы своему названию при условии введения покилометровой оплаты пассажиром проезда, как в легковом таксомоторе — по таксе, измеряемой таксометром. На «маршрутках» же применяются постоянные тарифы, не зависящие от расстояния поездки пассажира, как и в автобусах других классов.
Недавно государство пыталось навязать фикс-идею базарным торговцам — устанавливать им контрольно-кассовые аппараты. Идея не прошла. Сейчас пытаются навязать электронные таксометры микроавтобусам, работающим на постоянных маршрутах с постоянными тарифами. Если это произойдет, то затея обойдется всем владельцам микроавтобусов в сумму около $10 млн. А это неизбежно вызовет повышение платы за проезд.
Превращение микроавтобусов в «скотовозы» чревато и другими неприятностями. Конструкция этих машин вообще не предусматривает стоячих мест. Их тормозная система и шины рассчитаны на определенную нагрузку. В условиях крутых спусков, которые характерны для Киева и других городов, перегрузка пассажирами может стать причиной аварии с тяжелыми последствиями. Не повторится ли известная трагедия с днепродзержинским трамваем?
КСТАТИ
Мэр Киева Александр Омельченко не подтвердил, но и не опроверг сообщение о том, что в Киеве с 1 марта будут повышены тарифы на проезд в городском транспорте.
Комментируя в интервью агентству Интерфакс-Украина заявление по этому поводу председателя комитета по транспорту Киевской городской госадминистрации, заместителя председателя горадминистрации Ивана Салия, опубликованное в газете «Голос Украина» в среду, А.Омельченко заявил, что «он об этом пока еще не знает». «Думаю, газета опережает события. До 1 марта еще далеко. А то, что в январе и феврале стоимость проезда на городских видах транспорта в Киеве не изменится — у меня сомнений нет», — подчеркнул он.
В интервью газете И.Салий заявил, что цены на проезд в Киеве сейчас «пересматриваются», поскольку столичная горадминистрация «не в состоянии дотировать городской транспорт». Он также сообщил о планах повысить тарифы на проезд в городском транспорте (метро, автобус, трамвай и троллейбус) до 50 копеек (сейчас 30 коп.). На коммерческих маршрутах, по его словам, цена будет зависеть от километража. В то же врем, отметил И.Салий, будут пересмотрены цены на проездные билеты, покупать которые станет выгодно (в частности, проездной на все виды транспорта будет экономить до 52% стоимости проезда). Будут введены также проездные на несколько дней, отметил он.