Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Беларуси возобновляются массовые акции протеста

Вячеслав СИВЧИК: Я надеюсь, что отход Лукашенко от власти будет иметь мирный характер
12 сентября, 2011 - 20:34
3 ИЮЛЯ 2011 ГОДА. МИНСК. БЕЛОРУССКАЯ МИЛИЦИЯ ЗАДЕРЖИВАЕТ УЧАСТНИКОВ ФЛЭШ-МОБА «РЕВОЛЮЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ» В ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ / ФОТО РЕЙТЕР

21 сентября возобновятся акции протеста в Беларуси, а пока что белорусские оппозиционеры вынуждены отмечать национальные праздники в... соседней Украине. По инициативе белорусских общественных деятелей, которые должны были покинуть свою страну, чтобы избежать преследований, во Львове состоялась акция, посвященная Дню белорусской военной славы. Мероприятие посвящено годовщине победы в битве под Оршей 8 сентября 1514 года, в которой войска Великого Княжества Литовского победили московское войско. Излишне напоминать, что эта победа для белорусов и украинцев общая, ведь командовал войсками князь Константин Острожский.

С 1992 года на оршанском поле, как рассказал житель Витебской области Алесь Пушкин, белорусские офицеры принимали присягу на верность своему народу, регулярно проводился бардовский фестиваль. Праздник был всенародным. Впрочем, со сменой власти фестиваль маргинализировали, а в 2008 году запретили совсем.

Сейчас в Беларуси по сравнению с июнем-началом июля — затишье. Но уже совсем скоро состоится следующая акция протеста. О том, как дальше будет развиваться ситуация, возможно ли политическое потепление и реабилитация политзаключенных (13 из 40 заключенных режим Лукашенко «помиловал», но не реабилитировал, что делает невозможным их дальнейшую оппозиционную деятельность), «День» поинтересовался у председателя белорусского оппозиционного движения солидарности «Разом» Вячеслава СИВЧИКА.

— По требованию ЕС, Лукашенко заявил, что мы «должны сесть за круглый стол, посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что может сделать для улучшения ситуации в стране». Как шутят сами белорусы, их президент сажает, но не за стол переговоров. Каким Вы видите развитие событий, будут ли освобождены остальные политзаключенные?

— Я надеюсь, что все политзаключенные получат свободу. И хотя такие демагогичные заявления Александра Лукашенко о «круглом столе» были и в 1995, и в 1996, и в 2001 году, сейчас ему нужны деньги. А получить их он сможет только тогда, когда белорусские патриоты выйдут из тюрем. Уже почти 20 лет его «клан» полностью контролирует Беларусь. Я напомню об истязаниях, которые происходили в белорусских тюрьмах (это засвидетельствовано и имеются документы), о том, как в 1999 году исчезли лидеры оппозиции, о гуманитарной катастрофе, которая длится еще с 1995 года и в конечном итоге то, что со времен конституционного переворота 1996 года белорусская нация не имеет права выбирать. Единственная надежда только на проведение демократических выборов, поскольку только таким образом Беларусь может выйти из кризиса в сфере культуры, политики, экономики.

— Вы говорите об отставке Лукашенко. Как считаете, возможно ли это в ближайшие годы?

— Любому диктаторскому режиму приходит конец. Если проанализировать историю, их механизмы были разными, но заканчивались одинаково. Мы знаем примеры бархатной революции в Чехословакии, круглого стола в Польше... Но мы уже потеряли 15 лет, а это большое отставание в глобальном мире. Я надеюсь, что отход Лукашенко от власти будет иметь мирный характер. Я верю в то, что белорусам хватит сил заблокировать нынешнюю политику и добиться демократических выборов.

— На постсоветском пространстве особенно актуальным является вопрос национальной самоидентификации и гражданской позиции. После активных протестов в начале лета движение сопротивления несколько утихло. Это разочарование и неверие или затишье перед бурей?

— Это не затишье. Но действовать очень трудно. Месяц тому назад тысячи белорусов были арестованы. Режим дошел до того, что законодательно не разрешено собираться на улицах. Несмотря на это, национальное движение функционирует, борьба идет по всей территории республики. Акции белорусского сопротивления имеют различный характер. Это не только манифестации. Это борьба за святыни, за освобождение политзаключенных, за реальные интересы белорусов, вывешивание национальной символики, сбор подписей. Также мы боремся за интересы малых предпринимателей, ведь свыше 200 тысяч представителей малого бизнеса находятся в очень затруднительном положении. Мы выступаем за права рабочих, находящихся на государственной службе, как во времена крепостного права. Борьба в Беларуси продолжается, другое дело — в остальных странах есть структуры, через которые можно защищать свои права, а в Беларуси — нет. Выборы давно превратились в фарс и проводятся лишь для того, чтобы показать Западу, что «они состоялись». Вся судебная система под контролем, ведь с независимой адвокатурой «разобрались» еще в 1998 году. Беларусь занимает первое место в Европе по количеству милиционеров, и у нас очень активно действует Комитет государственной безопасности, проще говоря, бывший КГБ. Здесь нужно сказать не только о политических репрессиях, но и о более серьезных проблемах.

— Вы координировали белорусскую группу в ходе Оранжевой революции. Вчера же во Львове состоялось празднование Дня белорусской военной славы, поскольку, как это ни странно, сегодня в честь победы в битве под Оршей в Беларуси праздник организовать невозможно. Как государства-соседи Украина и Беларусь должны консолидироваться, ведь мы можем во многом помочь друг другу. Как сейчас вы видите наше сотрудничество?

— Наши страны часто действовали вместе. Мне повезло, ведь я хорошо знал Вячеслава Чорновила, а Белорусский Народный Фронт и Народный Рух Украины серьезно сотрудничали в начале 90-х годов. Мы надеемся, что и теперь будет существовать плодотворная коммуникация между украинцами и белорусами, разными общественными и политическими организациями. С этой целью мы создали Белорусский Центр, основная задача которого — распространение информации о том, что происходит в Беларуси. Украинцы и белорусы не должны недооценивать друг друга. Мы должны консолидироваться, поддерживать друг друга и отвечать на глобальные мировые вызовы.

Олеся ЯРЕМЧУК, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ