Коли надія перевищує страх, то вона породжує відвагу.
Георгій Кониський, український письменник, проповідник, церковний і культурний діяч

Всенародный плебисцит — как это делалось в Беларуси

4 березня, 2011 - 00:00

— Прогрессирующий кризис власти в Украине, проявляющийся
в противостоянии между парламентом и Президентом, который перерос в раскол
Верховной Рады и вот-вот завершится референдумом о недоверии нынешнему
парламенту и внесении изменений в Конституцию, побуждает искать примеры
разрешения аналогичных конфликтов в мировой практике.

Три с половиной года назад, буквально сразу после знаменитой
«конституционной ночи» и принятия новой украинской Конституции, как корреспондент
независимой украинской телекомпании я работал в Минске в разгар белорусского
конституционного кризиса. События тех дней, чем-то очень напоминавшие ситуацию
93 года в Москве, заставляли предполагать худшее. Ходила непроверенная
информация о том, что расположенные поблизости от столицы воинские части
приведены в состояние боевой готовности, а кто-то даже видел в окрестных
лесах бронехнику. Успокаивало только то, что в городе не было видно передвижных
телестанций CNN, значит война не планировалась.

Если спроецировать ту ситуацию на украинскую политическую
почву, обнаруживаются интересные параллели. Можно ли на их основании делать
какие-либо прогнозы относительно развития ситуации в Украине — вопрос не
однозначный. Однако ещЮ раз вспомнить, как это было у наших соседей, несомненно
стоит. Без комментариев...

К середине 1996 года кризис власти в Беларуси достиг апогея.
Прогрессируют антипрезидентские настроения в обществе, сопровождающиеся
падением уровня жизни и возрастающими темпами инфляции. Митинги протеста
против режима Александра Лукашенко и демонстрации зачастую подавляются
силовыми методами и завершаются арестами лидеров оппозиции, что ещЮ больше
нагнетает ситуацию. Оппозиционные СМИ закрываются или переносят свою издательскую
базу в соседние страны — прежде всего в Прибалтику. Независимая пресса
уже давно не продаЮтся в системе розничной торговли — еЮ распространяют
подпольно. Более или менее объективную информацию о событиях в стране граждане
получают из новостей российских телеканалов, репортЮры НТВ и ОРТ в демократически
настроенных кругах имеют статус национальных героев. Самые разные по идеологической
направленности политические партии объединяются против президента, что
сказывается и на общих настроениях в парламенте. Верховный Совет становится
всЮ более реальной силой, способной противостоять президенту.

Для налаживания конструктивного сотрудничества с законодательной
властью президент Лукашенко предлагает внести изменения в действующую конституцию.
Новый текст основного закона выносится народным собранием, состоящем из
представителей трудовых коллективов всей страны, на референдум, который
назначен на знаменательную дату, 7 ноября. Согласно проекту документа,
полномочия президента существенно расширяются, а также вводится двухпалатный
парламент. Кроме того, на суд народа выносится ряд менее значительных вопросов,
в частности, о продлении президентских полномочий Лукашенко до 2001 года
и переносе Дня независимости Беларуси. Парламентская оппозиция протестует
и настаивает на внесении в бюллетени для голосования своего проекта конституции,
которым предусмотрена ликвидация института президентства. Кроме того, парламенту
удаЮтся перенести сроки голосования на 24 ноября. Однако уже за две недели
до назначенной даты голосование начинается, независимая пресса утверждает,
что людей чуть ли не насильно сгоняют к урнам, даже не удосужившись ознакомить
электорат с текстами проектов.

Пытавшегося протестовать председателя Центризбиркома Виктора
Гончара президент собственноручно увольняет с должности, на которую его
никогда не назначал (здание ЦИКа оцепил ОМОН и беднягу просто не пустили
на работу). Премьер-министр сразу вслед за этим добровольно подаЮт в отставку.
По телевидению крутится социальная реклама, в которой разъясняется, как
нужно голосовать тем, кто «за президента», а как — тем, кто «против Верховного
Совета». На стенах и в общественном транспорте появляются плакаты, которые
наглядно демонстрируют, что именно следует вычЮркивать гражданам, которые
придут на участки для голосования в воскресенье, 24 ноября.

Верховный Совет принимает решение начать процедуру импичмента
президента. Поводом служат полтора десятка случаев нарушения им действующей
конституции. Соответствующие документы направлены в Конституционный суд,
после вердикта которого можно будет приступить непосредственно к голосованию.
Дальнейшие события развиваются стремительно.

Четверг, 21 ноября. Утро. Верховный Совет Беларуси работает
в пленарном режиме. Кворум позволяет принимать решения. Абсолютное большинство
депутатов, как левых, так и националистов, настроено по отношению к президенту
крайне недружелюбно. С трибуны периодически звучат призывы к свержению
режима Лукашенко. Одновременно около 80 пропрезидентски настроенных депутатов
(чуть меньше половины от конституционного состава) проводят альтернативное
заседание парламента в помещении администрации президента. Там же работает
большая часть журналистов, представляющих белорусские государственные средства
массовой информации. Все остальные СМИ, представляющие оппозиционные белорусские
издания (независимого телевидения в стране на тот момент уже нет), а также
зарубежные СМИ базируются в пресс-центре Верховного Совета. МИД Беларуси,
по состоянию на четверг, зарегистрировал 380 иностранных журналистов (среди
них — полтора десятка украинских). Однако с учЮтом того, что процедура
их регистрации в МИДе крайне затруднена и затянута, парламентская пресс-служба
в обход закона потихоньку выдаЮт аккредитационные карточки всем желающим,
даже без наличия разрешения внешнеполитического ведомства.

Представители Конституционного суда объявляют, что рассмотрение
дела об импичменте президента Лукашенко назначено на завтра, 22 ноября.
Верховный Совет готовится в самые сжатые сроки провести процедуру отстранения
президента от власти и ожидает от него силовых ответных действий, так как
парламентарии уверены в том, что конституционным путЮм ему уже не удастся
удержаться в кресле. Все правовые козыри в их руках. Стороны белорусского
противостояния проводят напряжЮнные телефонные переговоры с только что
поднявшимся на ноги после очередной болезни президентом России Борисом
Ельциным. Премьер-министр Виктор Черномырдин предлагает президенту Лукашенко
встретиться в Смоленске для обсуждения сложившейся ситуации, на что следует
категорический отказ с формулировкой: «Я занят».

Уже несколько дней подряд под стенами здания парламента
в окружении милицейских кордонов дежурит многочисленный пикет противников
Лукашенко под руководством уцелевших лидеров БНФ (Белорусский народный
фронт). Раз в день сюда же подвозят на автобусах крепких ребят в кожаных
куртках с красно-зелЮными флагами (восстановленная в стране по инициативе
Лукашенко официальная символика БССР). Их короткий митинг в поддержку президента
в течение получаса снимают репортЮры БТ (аналог УТ-1) для вечернего выпуска
новостей, после чего все сворачиваются и уезжают.

Четверг, 21 ноября. Вечер. В пресс-центре Верховного Совета
разносится слух — 10 минут назад в Минск для помощи в разрешении конфликта
вылетела российская делегация во главе с премьер- министром Виктором Черномырдиным
и спикером верхней палаты российского парламента Егором Строевым. Отдельным
самолЮтом летит группа экспертов-международников и бригада московских журналистов.
Выясняется, что Черномырдин собирается провести переговоры с Лукашенко
на его территории — в администрации президента, а делегация Госдумы и Совета
Федерации встретится с белорусскими коллегами в Верховном Совете. Россияне
привезли с собой проект мирного договора с «нулевым» вариантом разрешения
конфликта. Встреча Егора Строева и белорусского спикера СемЮна Шарецкого
длится недолго. Депутаты соглашаются на предложения россиян. Разговор же
Черномырдина с Лукашенко с глазу на глаз в интимной обстановке зала приЮмов
администрации президента затягивается до поздней ночи. По официальной версии,
Черномырдин убеждал Лукашенко признать результаты предстоящего референдума
рекомендательными и созвать конституционное собрание, которое должно в
течение трЮх месяцев дорабатывать выбранный народом проект конституции.
Делегация белорусских и российских парламентариев дожидается окончания
переговоров в приЮмной.

Поздно ночью объявлено об окончании переговоров и начинается
экстренное заседание Высшего совета Содружества России и Беларуси за закрытыми
дверями. Журналисты остаются ожидать результатов в кулуарах.

Пятница, 22 ноября. 6 часов утра. Журналистам объявляют
о том, что переговоры закончились успешно. Перед телекамерами президент
Беларуси Александр Лукашенко и председатель Верховного Совета СемЮн Шарецкий
подписывают соглашение, согласно которому до окончания конституционного
процесса стороны отказываются от взаимных санкций. Референдум не отменяется,
но его результаты стороны признают рекомендательными. Новую конституцию
страны будет разрабатывать конституционное собрание, состоящее из представителей
президента, Верховного Совета и общественности. Конституционный суд обязуется
прекратить дело об импичменте президента, а он в свою очередь обещает не
прибегать к роспуску парламента. Оппозиция вздыхает с облегчением. Иностранные
журналисты собираются домой.

Пятница, 22 ноября. День. На повестку дня сессии Верховного
Совета Беларуси выносится постановление о ратификации соглашения между
президентом и парламентом. Из администрации президента в сессионный зал
вернулась пропрезидентская группа депутатов. Результаты голосования повергают
в шок. Постановление не принято. «Против» голосуют депутаты-лукашенковцы.
Сам президент выступает по государственному телевидению с обращением к
народу, в котором называет действия парламента попыткой пойти на обострение
конфликта и в свою очередь отказывается от взятых на себя обязательств.
Повторное инициирование импичмента бессмысленно — Конституционный суд мог
бы снова начать рассмотрение дела Лукашенко только на следующий день, но
и завтра, и послезавтра — выходные, суд не работает. В воскресенье в стране
референдум, а в понедельник — оглашение его предварительных результатов.
А согласно лукашенковскому проекту конституции такой институт, как Конституционный
суд, в системе государственной власти вообще не предусмотрен.

Воскресенье, 24 ноября. В Беларуси проходит всенародный
референдум. Народ выбирает один из двух предложенных на его суд проектов
конституции. В аналитических выпусках новостей российских телеканалов президента
Беларуси обвиняют в обмане премьера Черномырдина. Западная пресса объявляют
о провале московской миротворческой миссии в Минске. Некоторые СМИ позволяют
себе усомниться в официальной версии и предполагают, что «финт» с нератификацией
мирного договора между белорусскими ветвями власти был разработан Черномырдиным
и Лукашенко как единственный легитимный способ сохранения президента Беларуси
у власти и увеличения его влияния.

Понедельник, 25 ноября. Оглашены предварительные результаты
референдума. Подавляющее большинство имеющих право голоса граждан проголосовало
за президентский вариант конституции. Документ автоматически считается
принятым и вступает в действие. Конституционный суд распускается. Верховный
Совет Беларуси преобразовывается в нижнюю палату создаваемого на его основе
нового высшего законодательного органа. Депутатам предлагается перейти
в него добровольно. Парламентское «болото» переходит на сторону Лукашенко,
и около 110 депутатов формируют нижнюю палату Верховного Совета. Немногочисленная
оппозиция в составе около 40 депутатов под руководством СемЮна Шарецкого
отказывается признать итоги референдума и считает себя единственным в стране
легитимным законодательным органом.

Через некоторое время США отказываются официально признать
результаты всенародного волеизъявления. Их примеру следует большинство
европейских стран и ряд международных организаций. Миссия ООН приезжает
в Минск для проведения переговоров с руководством страны о правовых аспектах
избранного Лукашенко способа разрешения кризиса, которые заканчиваются
безрезультатно. Все последующие события дают основания наблюдателям из
разных стран говорить о введении в стране авторитарной формы правления
с элементами диктатуры...

Газета: 
Рубрика: