Российский президент Владимир Путин фактически поставил ультиматум США: хотите продолжать ядерное разоружение, отменяйте санкции против РФ. В частности, он подписал указ о прекращении действия межправительственного соглашения с США об утилизации оружейного плутония. Как следует из текста указа, это было сделано из-за «недружественных действий» США. В Госдуму президентом внесен законопроект, в котором возобновление сотрудничества увязано с тем, чтобы США отменили «акт Магнитского», сняли санкции, введенные против режима Путина из-за аннексии Крыма и войны в Донбассе, и даже компенсировали потери России от них.
Демарш российского лидера вызвал серию резких заявлений ведущих американских политиков. «Если президент Путин считает, что он может запугать Соединенные Штаты, он глубоко ошибается», — предупредил один из руководителей комитета по международным отношениям Конгресса демократ Эллиот Энгел.
Конгрессмен-республиканец Эд Росс обвиняет администрацию Обамы в том, что пустые предупреждения с ее стороны только убеждают Владимира Путина, что его никто не намеревается останавливать.
Между тем Дэвид Кремер, бывший помощник госсекретаря США, сотрудник Института Маккейна, считает опасным демарш Кремля, который свидетельствует о том, что Владимир Путин действует, исходя из ошибочного представления о вседозволенности.
«ЭТО ТОЛЬКО ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЗАПУГИВАНИЯ ЗАПАДА»
Владимир ОГРЫЗКО, руководитель Центра исследований России, экс-министр иностранных дел, Киев:
— Мне кажется, что Путин продолжает свою обычную линию, которая называется «шантаж Запада». При этом он выбирает для этого специально темы, которые являются чувствительными для Запада. Ядерное оружие — это то, против чего очень активно и последовательно в течение срока своего пребывания при власти выступал Барак Обама. Для него ядерное разоружение было темой номер один его внешнеполитической доктрины. Он пытался подтолкнуть мир к тому, чтобы ядерная угроза стала меньше.
И вот со стороны Путина идет понятный ответ — вот получайте эту угрозу в большем формате. Ведь неконтролированный обогащенный плутоний — это, действительно, угроза, это новые ядерные боеголовки с последующим результатом.
Я считаю, что это только продолжение политики запугивания Запада, которую Москва ведет на протяжении последних двух с половиной лет. И если Запад на это не будет отвечать, значит, будут получать новые способы очередного шантажа. Сейчас один из них мы видим.
Хорошо, что США реагируют на это и говорят о новых санкциях вроде украинских. Это значит, что нам нужно еще немного подождать и список продлится. И здесь важно увидеть, как на это прореагируют наши европейские партнеры и приобщатся ли они к этому.
Что касается приостановки переговоров между США и Россией о решении сирийского кризиса, я считаю этот шаг США запоздалым. И всего этого ужаса в Сирии можно было бы избежать, если бы американцы сразу два года с половиной года назад, когда речь шла о химической угрозе со стороны режима Асада, отреагировали адекватно. К сожалению, этого не произошло. Фактически американцы позволили России войти в Сирию, которая начала делать то, что она делает сейчас. И это была очень большая ошибка американцев. Теперь они за это расплачиваются. С другой стороны, я вижу в этом позитив, на примере Сирии они после Украины еще раз получили подтверждение: с таким партнером, как Россия, общаться нельзя. Все ее обещания это пустой звук. Так что с точки зрения стратегии это тоже позитивный результат.
Я очень надеюсь, что первые выводы в Украине о последних действиях России будут сделаны в четверг на заседании Верховной Рады. Я имею в виду то, что депутаты поставят на голосование вопрос об отмене безвизового режима. А как бы дуплетом я предложил бы разорвать дипломатические отношения со страной-агрессором. Мы должны называть вещи своими именами.
«ПОДДЕРЖАНИЕ ЧУВСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ С МИРОМ СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ СПОСОБОМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:
— На самом деле, все это надо оценивать в контексте дальнейших событий. И не думаю, что это можно назвать ультиматумом, потому что я слабо верю, что США будут выполнять хотя бы одно из требований, который выдвинул Путин.
Это несколько ультиматум США, а сколько с одной стороны раздраженная реакция на очевидный провал попыток России разменять Украину на Сирию, вернуться в полноценное мировое сообщество. Понятно, что эта стратегия в значительной мере провалилась. Хотя с Россией по Сирии вели переговоры, но ясно, что Москве не удалось достичь фундаментального перелома на свою сторону. Но главное, что новые требования Путина обращены на внутреннюю публику. Поскольку сейчас возникла ситуация тотальной конфронтации и модно говорить о холодной войне 3.0. накануне президентских выборов в России, которые могут с большой долей вероятности могут быть досрочными и состоятся в 2017 году, не дожидаясь марта 2018 года.
Мне кажется, что все это надо рассматривать как очередной способ в условиях сохраняющегося глубочайшего экономического кризиса и очевидного политического тупика, мобилизовать население.
Что касается ситуации с технологической точки зрения, то она была довольно патовой. Договор так был устроен, что фактически находился в состоянии подвешенности. Он был де-юре, но не действовал де-факто. Важно понять, что Россия хочет выйти в одностороннем порядке из договора, который де-факто и практически не реализовывался. И на это бы не обратили такого внимания, если бы не такая странная мотивировочные положения выхода из него. Кстати, предложенный законопроект станет одним из первых, который будет рассматривать новая Госдума, приступающая к работе 5 октября. И в этом тоже есть символический эффект.
Во-первых, такой ход Путина надо рассматривать как сигнал — реакцию на обнародование голландского доклада по МН-17. Ведь заявление Путина случилось сразу после этого. Есть ощущение, что в Москве не ожидали, что этот доклад даже в обтекаемой форме указывает, что Россия становится ответственной за то, что в мире считается очевидным государственным преступлением. Ведь на следующей фазе голландского расследования будут указаны причастные к пуску с БУКа, и станет вопрос, кто отдал приказ.
Во-вторых, Путину надо поддерживать у обывателя ощущение того, что Россия по-прежнему великая держава, которая противостоит миру и которой не дают жить. На фоне экономического тупика, в который зашла Россия, поддержание чувства мифологической войны с миром становится едва ли не главным способом управления государством. Это становится технологическим прикладным способом контроля власти за ситуацией в стране.