Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об общих знаменателях

Изабель ДЮМОН: «Мы хорошо знаем, что Украина очень сильна интеллектом»
24 ноября, 2016 - 19:28
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В Украине в последнее время Франция ассоциируется в частности как участница «нормандского» формата. Кроме того, многие наблюдают с тревогой за тем, не распространится ли на эту страну волна популизма, которая во многом охватила Европу и Америку. Такие опасения не беспочвенны — ведь не исключено, что во Франции президентом может стать экс-премьер Франсуа Фийон, который дружит с российским президентом Владимиром Путиным и днями написал в Twitter, что он «не считает Россию угрозой». Во второй тур, согласно прогнозам, кроме Фийона также может выйти Марин Ле Пен, лидер крайне правой партии, которая получила кредит от российского банка.

Именно поэтому нам хотелось получить ответы на эти вопросы с первых уст — посла Французской республики Изабель ДЮМОН. Однако дипломат четко заявила, что согласно должностным инструкциям, она не может комментировать события в своей стране.

«День» начал разговор с недавнего важного события, состоявшегося в Киеве, — открытия памятника «Анна Киевская. Королева Франции», и насколько французы осведомлены о ее роли в истории Франции:    

— Об Анне знает много французов. Тем более, что ее во Франции зовут Анна Киевская, поэтому знают, что она из Киева. Естественно, не всем французам известно о ней, но те, кто интересуются историей, этим регионом, давно знают об Анне. И когда я стала заниматься Украиной, то сразу поняла, что Анна Киевская играет важную роль в истории отношений между нашими странами.

Что касается самого мероприятия, открытия памятника, то это было красивое, трогательное событие. В своей речи я сказала, что это звено в цепи нашей взаимной истории. Для меня было важно отдать честь этому звену.

Меня удивило и тронуло то, что столько людей присутствовало на этом мероприятии. Я вам честно говорю об этом.   

Не кажется ли вам, что это историческое звено последние десятилетия слабо ощущается в наших отношениях? Ибо складывается впечатление, что большинство французской элиты по инерции продолжает смотреть на Украину сквозь российские очки. Например, Жак Ширак в общении с Джорджем Бушем-младшим назвал Украину частью России. Об этом американский президент вспоминает в своих мемуарах.

— Я могу вам прямо ответить, что бы ни происходило в этом регионе, всегда есть люди, которые хотят думать, что Франция против Украины, что вокруг Украины одни враги. Это странно слышать, когда Франция является другом Украины и много делала, инвестировала много средств, предоставляла политическую и финансовую поддержку. Но все равно есть люди, которые хотят думать, что не только Франция, но даже друзья украинцев на самом деле не друзья.

Например, до решения о либерализации визового режима, которое было принято на прошлой неделе, журналисты до последней минуты продолжали мне говорить, что Франция отказывается поддержать это решение.

«ДОКУМЕНТ МИНСКА-2 ГОТОВИЛСЯ НЕ 12 ЧАСОВ, А БОЛЕЕ НЕДЕЛИ»

Но мы же видим, что, к примеру, экс-президент Франции Николя Саркози на Петербургском форуме заявлял о необходимости снятия санкций против России. Теперь мы видим заявления экс-премьера Франсуа Фийона, который также призывает отменить санкции. Тревожит и то, что французские депутаты, несмотря на предостережение внешнеполитического ведомства, едут в аннексированный Крым. Плюс партия Марин Ле Пен получила кредит в российском банке. Как вы можете все это прокомментировать?

— Во Франции много миллионов людей, среди которых существуют разные позиции. Обычно для оценки двухсторонних отношений необходимо смотреть на официальную позицию. И я могу вам сказать, что Франция поддерживает Украину давно и продолжит ее поддерживать. Французская внешняя политика обычно достаточно последовательна.

— Г-жа посол, известно, что вы принимали участие в составе французской делегации в саммите глав «нормандского формата» 12—13 февраля 2015 году в Минске. Можете рассказать детали того дня и роль Франции, в частности президента Олланда в подготовке документа, известного под названием «Минск-2»?

— Как вы помните, тогда ситуация была очень напряженной. Мы вместе с г-жой Меркель захотели остановить кровопролитие. Это было самое главное задание для нас. Все обычно называют 12 февраля, а мы начали работать раньше над этим соглашением. Канцлер Меркель и президент Олланд за неделю до этого были в Киеве, потом — в Москве. Я хочу сказать, что этот документ готовился не за 12 часов, а более недели.

Результат вы знаете. Мы пытались достичь целей, намеченных в этом документе. И уже полтора года продолжаем прикладывать усилия, чтобы война до конца прекратилась и территориальная целостность Украины возобновилась.

— По вашему мнению, в чем главная проблема, что Минское соглашение до сих пор не имплементировано, — в самом документе или в чем-то другом?

— Я не думаю, что есть проблема в документе. Люди много говорят о Минске-2 как о чем-то проблематичном, но если вы посмотрите на документ, то он является базовым. Конечно, все конфликты в мире отличаются, но главное в любом из них — прекращение огня, отведение тяжелой техники и потом реализация политических мер. Это всем известно, и мы над этим продолжаем работать.

Мы видели в этом году активные усилия французского министра иностранных дел Эро, который дважды в этом году был в Киеве и пытался придать импульс реализации Минских соглашений. Почему, по вашему мнению, здесь нет продвижения?

— На самом деле есть. Вы знаете, что в Берлине 19 октября было решено продолжить работу над «дорожной картой». Эта работа ведется и, на самом деле, она не очень публична. Каждую неделю в Минске встречаются рабочие подгруппы Трехсторонней контактной группы. Другими словами, работа ведется, может быть, просто мало говорится об этом. 

«САНКЦИИ БУДУТ СОХРАНЯТЬСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ НЕ БУДУТ ИМПЛЕМЕНТИРОВАНЫ»

Французский эксперт Николя Тензер отметил в интервью нашему изданию: «...и президент Олланд, и премьер-министр Вальс могли бы выразить большее понимание ситуации в Украине и яснее заявить о препятствиях, создаваемых путинской Россией для установления мира в Украине». Что вы думаете по этому поводу?

— Всем давно известно, где проблема и над чем нужно работать.

Как все-таки, по вашему мнению, заставить Россию выполнить три первых пункта?

— Это все делается. Именно в диалоге «нормандского формата». Там обо всем этом говорится. Для этого как раз готовится «дорожная карта». 

От чего зависит позиция Франции относительно сохранения санкций против России?

— Здесь нужно учитывать важный пункт, что на самом деле это не французские санкции, а Европейского союза. А там 28 членов, и решение о санкциях принимается в Брюсселе и этими странами. Позиция Евросюза состоит в том, что санкции будут сохраняться до тех пор, пока Минские соглашения не будут имплементированы.

«БЛАГОДАРЯ ФОРУМУ ФРАНЦУЗСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СМОГЛИ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ УКРАИНУ»

В интервью «Дню» вы сказали, что украинско-французский форум, который состоялся в конце октября в Париже, даст толчок к сотрудничеству. Ощущаете ли вы его?

— Я бы сказала, что да. Причем с обеих сторон. Благодаря этому форуму французские предприятия смогли лучше узнать Украину, ее возможности. Мы организовали этот форум таким образом, чтобы были конкретные встречи между французскими и украинскими предпринимателями. Г-н Гройсман смог встретиться с премьером Вальсом, а также с министром экономики и финансов Сапеном. Кроме того, мы организовали завтрак Гройсмана с французскими предпринимателями, для которых было важно встретиться с глазу на глаз с украинским премьер-министром. Организованные круглые столы на тему транспорта, сельского хозяйства и ай-ти были очень полезными.

После форума нам звонят до сих пор и говорят, что мы были на форуме или читали о нем в прессе и хотели бы инвестировать в Украину. Они просят дать дополнительные разъяснения. Это конкретный пример, что такое мероприятие было полезным. Конечно, пока это контакты.

Считаю, что этот форум был полезен и украинским властям, которые очень хорошо подготовились к нему.  Именно за неделю до форума премьер Гройсман встретился здесь, в Киеве, с французскими предпринимателями, чтобы их выслушать, узнать, с какими проблемами они сталкиваются.

Это дало возможность понять, что Франция на самом деле играет очень важную роль в украинской экономике. Я не уверена, что власти знали об этом до этой встречи. Например, они не знали, что французские предприятия являются первыми международными работодателями в Украине. Мне кажется, они также не знали о том, в какой степени здесь, в Украине, присутствуют мировые лидеры в разных областях. Поэтому этот форум был полезен обеим сторонам.

Мы тут в посольстве делаем все для привлечения инвестиций. И будем продолжать делать это и дальше. Мы также считаем, что сейчас нужно улучшить ситуацию для тех компаний, которые присутствуют здесь. К сожалению, есть еще достаточно серьезные проблемы. И мы стараемся информацию об этом донести украинским властям. Ведь новые инвесторы, прежде чем принимать решение, спрашивают инвесторов, которые уже работают в стране, о ситуации. 

— Вам, наверное, известны возможности украинской промышленности по производству узкофюзеляжных самолетов, ракет-носителей, двигателей (для самолетов, вертолетов, кораблей). В вашей стране делаются многие другие вещи, почему не удается совместить возможности, чтобы наладить совместное производство, что мешает этому?

— Здесь в посольстве мы хорошо знаем, что Украина, действительно, очень сильна интеллектом. Все нам об этом говорят. Украинцы — специалисты высокого уровня, особенно в сфере ИТ.

Также делаются хорошие вещи в других сферах. Но вы знаете лучше меня, что здесь не все просто. Многое делается в сфере научных исследований. Если ученые работают вместе, то это сотрудничество может потом продолжиться в практической сфере.

«СТРОИТЕЛЬСТВО АРКИ НАД ЧЕРНОБЫЛЬСКИМ РЕАКТОРОМ — ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ В МИРЕ»

— Стало известно, что 29 ноября над разрушенным реактором Чернобыльской АЭС будет установлена арка, спроектированная французским концерном Novark. Что означал для Франции этот проект и каковы перспективы дальнейшего сотрудничества между нашими странами в этой сфере?

— Франция является вторым национальным донором, вложив в этот проект 188 млн евро. И поэтому для нас это очень важно. При этом наш вклад был финансовым и инженерным. В этот консорциум входили фирмы с мировыми именами в области проектирования и строительства. На самом деле — это один из самых важных промышленных проектов в мире. И 29 ноября эта арка будет полностью установлена над разрушенным реактором.

Я была наверху этой арки, и меня это очень впечатлило. Я помню, как у меня сильно билось сердце, потому что там было очень высоко. Это не просто арка, ее конструкцию сделали таким образом, чтобы после установки роботы могли работать внутри и демонтировать разрушенный реактор. Арка спроектирована сроком на сто лет, чтобы за это время украинские власти смогли сделать все необходимое для демонтажа четвертого реактора.

«МЫ НАМЕРЕНЫ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ УКРАИНА ИЗМЕНИЛАСЬ К ЛУЧШЕМУ»

Вчера (интервью записывалось 22 ноября. — Авт.) в Украине отмечали  третью годовщину Евромайдана, что бы вы пожелали украинцам в такой день?

— Мы очень обеспокоены тем, что здесь погибло много людей. Я лично здесь не была в ноябре 2013 года, но следила тогда за этими событиями. И всегда вспоминаю, что молодежь вышла на улицу, чтобы защищать европейский выбор. Мое пожелание, чтобы в этой стране делалось все, чтобы реализовать мечты тех молодых людей. А для этого нужно продолжать реализовывать реформы.  Франция здесь, чтобы поддерживать эти реформы. И мы хотим поддерживать Украину и правительство, которое поставило цель достичь европейских стандартов. Мы намерены сделать все, чтобы страна изменилась, как об этом мечтали те, кто сражался и погиб в 2013—2015 годах.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ