Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страсти по Кадырову

Ради чего была затеяна операция со «злодеем», главным пугалом внесистемной оппозиции
26 февраля, 2016 - 15:09
ФОТО REUTERS

Глава Чечни Рамзан Кадыров превратился сегодня, наверное, в главную мишень для российской внесистемной оппозиции, обойдя в этом отношении самого президента Владимира Путина. В данном случае Рамзан Ахматович отвечает оппозиционерам полной взаимностью, не только демонстрируя полное к ним презрение, выразившееся, в частности, в тортометании в главу ПАРНАСа Михаила Касьянова, но и прямо угрожая лидерам оппозиции физическим уничтожением. Оппозиционеры к этим угрозам относятся абсолютно серьезно, и отнюдь не только из-за публикации Кадыровым видео, где он как бы смотрит на того же Касьянова через оптический прицел снайперской винтовки. В рядах оппозиции, да и вообще в России, думаю, никто не сомневается, что Кадыров непосредственно стоит за организацией убийства единственного харизматичного оппозиционного лидера Борис Немцова, демонстративно совершенного 27 февраля 2015 г. в самом центре Москвы, на полпути между Кремлем и Болотной площадью.

А вот дальше начинается как раз-то, ради чего, как представляется, вся эта операция со «злодеем Кадыровым», как главным пугалом внесистемной оппозиции, Кремлем и затеяна. Значительная часть оппозиции, в том числе и глубоко уважаемый мной Андрей Пионтковский, который из-за статьи о Кадырове подвергся преследованиям и вынужден был покинуть Россию, считает, что либо Кадыров организовал убийство Немцова по прямому заказу и распоряжению Путина, либо, что кажется этим людям более вероятным, устранил оппозиционера, поскольку, благодаря своим связям в путинском окружении, имел основания полагать, что президенту это будет приятно.

Лично я считаю, что на самом деле все принципиальные решения как по поводу взаимоотношений России и Чечни, так и по поводу тех или иных оппозиционных лидеров или просто проштрафившихся чиновников, вроде бывшего руководителя РУСАДА Никиты Камаева, так некстати собравшегося издать на Западе книгу о российском допинге, принимает не Рамзан Ахматович, а Владимир Владимирович. И вся игра — что с событиями вокруг убийства Немцова и арестом посланных Кадыровым непосредственных исполнителей покушения, что с кадыровскими угрозами другим российским оппозиционерам — целиком и полностью срежиссирована кремлевской администрацией и пиарщиками. И Кадыров в ней — хотя и важный, но вполне подчиненный игрок, послушно исполняющий роль «злого следователя», на фоне которого сам Путин должен выглядеть в глазах оппозиционеров «добрым следователем» и меньшим злом.

И своей цели Кремль фактически добился. На фоне критики Кадырова оппозиционными политиками и немногочисленными оппозиционными СМИ критика самого Путина очевидным образом отошла на второй план. А заодно подобная комбинация позволяет снять с президента непосредственную ответственность за убийство Немцова. Пионтковский пишет, что высокопоставленные российские силовики искренне ненавидят Кадырова, поскольку из-за него их лишили чеченской кормушки, что из-за Кадырова между российскими военными и Путиным углубляется конфликт и чуть ли не намечается раскол, что, дескать, из-за кадыровского всевластия в Чечне может произойти военный переворот. А Чечню, мол, надо от России срочно отделять, или иначе Путину придется начинать третью чеченскую войну, чтобы восстановить контроль над кадыровским халифатом.

Боюсь, что российские оппозиционеры в очередной раз выдают желаемое за действительное. Никакого конфликта между Путиным и военными не было и нет, ни по вопросу Чечни и Кадырова, ни по каким-либо другим вопросам. Недовольство Кадыровым и кадыровцами высказывают разве что какие-нибудь майоры и подполковники, действующие и особенно отставные. Им обидно, что вчерашние боевики, которых они когда-то не добили, сегодня при власти, а они, российские офицеры, лишены тех пусть небольших гешефтов, которые они имели в бытность в Чечне. Что же касается генералов с большим числом звезд на погонах, то они никогда особенно не переживали по поводу того, что Чечня отдана на откуп Кадырову. Чечня для них никогда не была главной и единственной кормушкой. У них коррупционных возможностей и без нее хватает. И свергать Путина из-за Кадырова генералы не собираются и вряд ли когда-нибудь соберутся.

Вот и один из лидеров оппозиции Илья Яшин представил доклад о Кадырове и Чечне, который Рамзан Ахматович любезно опубликовал за несколько часов до официальной презентации и презрительно назвал «болталогией». Это чтобы показать, что все оппозиционеры у него под колпаком и при необходимости любой из них легко может повторить печальную судьбу Бориса Немцова. В докладе Яшина утверждается, будто сменить руководство Чечни в сложившихся политических условиях практически невозможно. Финансовые возможности и силовой ресурс делают главу Чечни фактически независимой фигурой с широкими возможностями для маневра. В случае политического кризиса на территории России, Кадыров, опираясь на свои ресурсы, может бороться за власть на федеральном уровне и даже провозгласить независимость Чечни и выйти из состава России, заодно «прихватив часть территорий соседних регионов».

По-моему, это не слишком удачная попытка взять Путина на «слабо». Яшин понимает, что если оппозиция призовет Путина к отставке Кадырова, эффект будет только обратный. А так, вдруг Путин захочет доказать, что ему совсем не слабо, и действительно сместит ненавистного Кадырова. Только эти прекраснодушные мечтания ни на чем не основаны. Сразу после публикации доклада Кадыров, как бы возражая Яшину, заявил, что считает свою миссию на посту Чечни выполненной, и не знает, будет ли переизбираться на новый срок. Все это нам хорошо знакомо из пушкинского «Бориса Годунова»: «Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно согласится».

И Путин, и Кадыров прекрасно понимают, что Кадыров во главе независимой Чечни без российских денег и оружия продержится у власти считанные месяцы. Что уж говорить о возможности захвата им власти в России. И никакой другой фигуры, кроме Кадырова, у Путина в Чечне нет. Поэтому, либо Кадырова оставят на его посту, либо назначат марионеточного президента, полностью Кадырову подконтрольного, как когда-то президент Медведев при премьере Путине. В свое время, в первые годы после убийства Ахмата Кадырова, у Чечни тоже был другой президент, но кто сегодня помнит его имя? Да, демократической власти надо будет отделить от России бывшие колонии — северокавказские республики, но это задача не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня.

Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ