В галерее «Ирэна» открылась персональная выставка киевской художницы Наталии Гронской. Экспозицию составляют живопись на шелке и текстильная инсталляция.
Своеобразным эпиграфом к выставке автор взяла слова из Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени, и языку и народу; И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод». При этом саму выставку художница назвала «Апокриф». По правде сказать, уловить связь не так-то просто. Возможно, Наталия Гронская таким образом поясняет, что ее работы — «апокрифическое» (то есть официально не признанное, в данном случае, если угодно — индивидуально) толкование Откровения, которое, кстати, само по себе долгое время балансировало на грани апокрифа.
Трактовка, предлагаемая киевской художницей, в самом деле не совсем обычна — чтобы не сказать больше. Суровая символика Откровения оборачивается в ее батиках красочными живописными фантазиями, исполненными, если можно так выразиться, недоброго добродушия и даже — какой-то лукавой, потаенной иронии. Многочисленные здешние ангелы способны не только вострубить, но и (во всяком случае, избавиться от этого ощущения невозможно никакими силами) — подмигнуть. Впрочем, шокировать это может только в том случае, если знакомство с выставкой начать с чтения вышеприведенных цитат-эпиграфов.
К тому же, как и положено в апокрифе, Наталия Гронская не столько раскрывает уже существующие символы, сколько создает свои. Среди них есть простые и знакомые, словно позаимствованные с детского рисунка — таковы прежде всего те же многочисленные ангелы, тяжеловесно и трогательно парящие над землей. Но есть в этих работах и другие символы, изысканно-сложные, предполагающие у зрителя обширные познания в самых разнообразных областях, а, возможно, и пояснения самой художницы, например, «древа», образованные тесно переплетающимися между собой фигурками животных, людей и ангелов.