Количество автобусов, трамваев и троллейбусов на пассажирских маршрутах
Киева уменьшилось в два раза. В результате образовалась солидная брешь
в перевозках жителей столицы. Первым ее попытался хотя бы отчасти закрыть
«Автосвит». И киевляне облегченно вздохнули: транспортное предложение начало
приближаться к спросу.
Но вслед за «Автосвитом» (сегодня у него 370 «Газелей») на рынок вышли
и другие перевозчики, у которых на сегодня столько же микроавтобусов. Развернулась
конкуренция, сопровождающаяся, к сожалению, не всегда цивилизованными методами
борьбы за пассажира. Конфликт на этом рынке побудил пять автобусных парков
Киева, а также частного предпринимателя В. Цветкова (у него 15 микроавтобусов)
обратиться в Антимонопольный комитет с «иском» к пионеру микроавтобусного
извоза в столице — «Автосвиту».
ТОЛКОТНЯ ВНЕ ТРАНСПОРТА
В ноябре 1996 года Кабинет Министров принял постановление о порядке
проведения конкурса (тендера) на перевозку пассажиров автотранспортом.
Объект конкурса — постоянный автобусный маршрут. Согласно постановлению
правила игры на транспортном рынке устанавливают органы самоуправления
или госадминистрации. Они же — заказчики перевозок, и с ними победители
конкурса обязаны заключить договоры на обслуживание определенных маршрутов.
«Автосвит» же утверждает, что в законодательных актах не ограничивается
количество перевозчиков на одном маршруте, поэтому и разрешил себе работать
не только на «своих», но и на «чужих маршрутах». Применяя метод «летучего
голландца», водители микроавтобусов вторгаются на чужие улицы, пренебрегая
правами других предприятий, выигравших эти маршруты на тендере.
«Автосвит» «на законном основании» располагает 47 маршрутами, но на
19 из них не работает, экономя 90 машин для 30 «чужих» маршрутов (около
200 машин). На неоднократные предупреждения Управления транспорта столичной
госадминистрации лидер перевозчиков не реагирует, а претензии к нему расценивает
как «крестовые походы» чиновников против предпринимательства.
В марте этого года Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков
предприняла попытку примирить «Автосвит» с его конкурентами — акционерными
обществами «Транспортник» и «Автопредприятие 13002». Предлагалось согласовать
распределение работы на маршрутах. Однако «Автосвит» не поддержал инициативу
ассоциации. В июне его микроавтобусы вторглись на 5-й маршрут «Дворец спорта
— улица Волгоградская», закрепленный на тендере за «АТП 13002», что привело
даже к потасовке.
Антимонопольный комитет квалифицировал такие действия «Автосвита» как
недобросовестную конкуренцию с другими перевозчиками, которая снижает доходы
последних.
ЭКОНОМИКА КОНКУРЕНЦИИ
По мнению экспертов, на рынке транспортных услуг сегодня царит сплошная
вакханалия. Санкции к перевозчикам отсутствуют. Опыт работы конкурсных
комитетов не обобщен. Госдепартамент автотранспорта Минтранса в роли наблюдателя.
На пять лет затянулся вопрос создания Транспортной инспекции (в России
она работает успешно, обеспечивая не только контроль за соблюдением правил
перевозок и требований безопасности движения, но и сбор выручки. А у нас
в билетном хозяйстве — настоящая вакханалия).
В прошлом году 150 машин «Автосвита» дали бюджету 879 тысяч гривен налога.
Такие же 60 микроавтобусов ОАО «АТП 13002» только за первое полугодие текущего
года — 489 тысяч. ЗАО «Автотранспортник» за этот же период отчислило в
бюджет в два раза больше, чем «Автосвит» за минувший год.
В то же время и к предложениям «Автосвита» — самого крупного в Киеве
автоперевозчика — следует прислушаться. Ведь конкуренцию на разных маршрутах
иначе как заочной не назовешь.