Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хороший журналист — этичный журналист»

1 декабря, 2005 - 18:54
«РЕДАКЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ БИ-БИ-СИ» ВЫЗВАЛИ ОЖИВЛЕННУЮ ДИСКУССИЮ СРЕДИ УКРАИНСКИХ МЕДИЙНИКОВ. НА ФОТО: НАЙДЖЕЛ ЧЕПМЕН ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗДАНИЕ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Как уже сообщал «День» (см. № 218), в Киеве представили сборник «Редакторских установок Би-Би-Си для авторов выпусков новостей и информационных программ» на украинском языке, который до этого многократно переиздавался только на английском языке. В книге кратко изложены основы и правила работы корпорации. В принципе, эти установки могут быть применены в любой медийной организации мира, потому что в них изложены общие основы этичной, честной, юридически и общественно ответственной журналистики. Но приживутся ли «Редакционные установки...» в украинской атмосфере политической и журналистской неопределенности? Этот вопрос вызвал дискуссию среди экспертов и журналистов, которая состоялась после презентации «Установок...» в Медиаклубе Центра медиареформ. Издатели «Установок...» считают, что книга — особенно актуальна для бурно развивающегося медиа-рынка Украины. Но сколько времени необходимо для того, чтобы редакционная идеология Би-Би-Си нашла своего журналиста в Украине и что для этого надо? Чем журналистика Британии отличается от журналистики Украины? Предлагаем вашему вниманию самые интересные мнения медиаэкспертов по этим и другим вопросам.

Найджел ЧЕПМЕН , директор всемирной службы Би-Би-Си:

— Приезд сюда оказался для меня хорошей возможностью, чтобы представить Редакционные установки Би-Би-Си. Могу сказать, что по крайней мере у одного из трех влиятельных политиков — спикера Парламента Владимира Литвина — есть такая книга, и он даже проявил заинтересованность ее прочитать. Я надеюсь, он ее внимательно просмотрит. И, хотелось бы верить, поможет создать такую среду для масс-медиа, чтобы им было более легко пользоваться этими установками. Мы в Би-Би-Си не ставим себе задачу приезжать к вам и рассказывать, как нужно следовать установкам и по каким стандартам работать. Но от многих людей здесь, в Украине, я слышал, как они уважают нашу службу. Собственно, и у меня есть свое издание «Редакционных установок...», которое держу на рабочем столе. Но это не та книга, которую нужно ежедневно перечитывать. Эта книга не защищает Би-Би-Си от внешних влияний и мира. Эта книга просто помогает понять окружающий мир и как мы можем в нем работать. Мы пытались сделать издание таким, чтобы оно помогло нам направить свое отношение к той или иной острой теме. Потому что, по моему глубокому убеждению, хороший журналист — это этичный журналист. Поэтому, работая в команде, мы стремимся обеспечить ту систему ценностей, к которым мы всегда будем обращаться. Одна из основных наших задач, например, подходить к созданию любой программы с правильным оценочным суждением. Тем более в период избирательной гонки. Если говорить о Всемирной службе Би-Би-Си, то ей приходится освещать выборы по всему миру, а это происходит едва ли не еженедельно. Можно сказать, что и репутация, на которую мы тяжело работаем годами, может быть легко потеряна в течение одной недели, если мы не будем следовать своим стандартам. То есть соответствие этим стандартам — это необходимость.

Александр ТКАЧЕНКО , продюсер, экс-руководитель «Нового канала»:

— Собственники того или иного электронного медиа большей частью руководствуются интересами «заводов и пароходов», которыми параллельно владеют, а не редакционными интересами и независимостью своих СМИ. Но и здесь есть определенный прогресс. Во всяком случае, уже год не слышу от должностных лиц вопросов наподобие, «можно ли купить эту статью?» Действительно, есть реальная потребность в подобных установкам Би- Би-Си правил. В частности, в главе «Политика» «Редакторских установок...» есть немало аспектов, разрешение которых уже назрело для украинских медиа. Например, проблема использования данных социологических опросов или данных, обнародуемых во время предвыборной кампании целевыми группами и комитетами, была актуальной во время предыдущей избирательной кампании и будет оставаться таковой с наступлением новой. В Украине распространенной стала практика использования записей из Верховной Рады в сатирической интерпретации, тогда как «Редакционные установки Би-Би-Си» говорят, что «мы не должны использовать никаких записей, проведенных в парламенте, для легких, развлекательных программ или частей программ, которые имеют характер политической сатиры». В таких (украинских) программах проводится четкая грань между политиками и людьми. Однако уровень отношений между украинскими журналистами и политиками такой, что некоторые из редакторских установок Би-Би- Си на практике реализуются с точностью до наоборот. Например, в «Редакторских установках» сказано, что Би-Би-Си не платит за участие в программах членам британского парламента. У нас же — депутаты сами платят каналу за эфир. Причем, если канал принадлежит одному собственнику, а эфир предоставляется его политическому оппоненту, то «такса» за эфир будет с «интересом».

Лариса ИВШИНА , главный редактор газеты «День»:

— Собственно, презентация украинского варианта «Редакционных установок...» — это уже событие для медийного мира, а также повод для дискуссии, которой у нас, по-видимому, давно уже не было. Когда мне приходится общаться со студентами факультетов журналистики, я часто спрашиваю аудиторию, для какой страны, собственно, готовятся наши журналисты? Я думаю, что с этого нужно начинать разговор о том, как мы можем применить высокие стандарты, которыми руководствуются журналисты Би- Би-Си в своей работе. Без сомнения, мы теперь можем характеризовать свою страну различными словами. Для одних — это постсоветское пространство, для других — независимая страна, еще для кого-то — это будущая участница Евросоюза или ЕЭП. И в этой сложной системе координат очень часто блуждают украинские журналисты, независимо от форм собственности своих СМИ. Потом мы можем говорить о профессиональности, совести, этике. И это также будет актуальным разговором для нас. В Украине журналистика пытается следовать стандартам Би- Би-Си. Конечно, это не началось с Майдана, все произошло намного раньше. Теперь у нас всеобщая свобода слова, и это сложно отрицать. Но она удивительным образом соединяется с абсолютным кризисом журналистики, когда львиная доля в эфире посвящается несущественным вещам. Итак, я часто говорю, что прежде, чем создать Би-Би- Си, надо создать Британию. А как сказал мне Найджел Чепмен, Би-Би-Си родилась с духом Британии. И это так. Я думаю, что настоящие украинские медиа, которые будут руководствоваться стандартами Би-Би-Си, также родятся с духом Украины и украинских ценностей. И я убеждена, что такие акции надо делать. Не везде они приживутся, но это — правильный путь. Поэтому вопрос только в том, на каких стандартах будут базироваться политические и электоральные успехи Украины, особенно накануне парламентских выборов.

Сергей ГУЗЬ , председатель Независимого медиа-профсоюза:

— Убедить редакторов и собственников в том, что нужна беспристрастная журналистика, почти невозможно. Некоторые редакторы считают, что те или иные политики являются плохими априори, и о них так и будем говорить. В регионах дело с журналистской независимостью продвинулось намного дальше, чем в столице или крупных городах. Уже есть прецеденты, когда собственники зарабатывают деньги только на своей газете, и здесь уже есть примеры объективной журналистики. Этот феномен связан с размером бизнеса собственника. Люди, которые вкладывали деньги в печатные СМИ в регионах, — это бизнесмены средней руки, которые имели лишних несколько тысяч долларов. Сейчас они начинают понимать, что именно независимая журналистика становится ключом к прибыльности. Однако существующая ныне в регионах проблема сводится к следующему: у каждого средства массовой информации своя неофициальная редакционная политика. Она не выписана и очень часто существует в устной форме.

Подготовила Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ