По статистике, которую опубликовало издание Kroenikoerer, шведы относятся к числу самых активных покупателей газет в мире. Еще в 1995 году в Швеции выходило 95 газет с так называемой высокой периодичностью и общим тиражом около 4,1 миллиона. Сейчас количество газет, конечно, увеличилось, как и медиа в целом. Определяющим является то, что медиасистема этой нордической страны значительно отличается от концепций других стран. Национальные телевидение и радио в Швеции финансируются общественностью и четко отделены от частных медиа. За общественное телевидение шведы ежегодно платят приблизительно две тысячи шведских крон и верят, что таким образом делают медиа своего государства более независимыми. Поскольку деньги поступают от граждан, правительство не имеет никакого влияния на контент изданий. Поэтому и доверие к СМИ значительно выше. В 2006 году одно журналистское расследование даже изменило ход выборов.
Украинские журналисты могут позавидовать шведским, поскольку шведские мастера пера имеют доступ ко всей необходимой информации, а государственные структуры находятся словно «за стеклом» — в любое время можно получить нужный комментарий и ответ. Так, пресс-служба налоговой инспекции работает 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Во время путешествия в Швецию «День» узнал больше о медиа-мире этой скандинавской страны, проблемах насущных местных журналистов и даже о «Суде Чести».
ШВЕДСКИЙ МЕДИА-РЫНОК
Как рассказал «Дню» президент Ассоциации журналистских расследований Швеции, журналист Sveriges Radio Терье КАРЛССОН, ведущим информационным агентством новостей Швеции является Tidningarnas Telegrambyra (ТТ). Почти все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое поставляет своим клиентам информацию о внутренней и международной политике, новостях спорта, отчетах с фондовых бирж, событиях в экономике страны и т. д. Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но и медиа других стран Северной Европы.
Чрезвычайно популярны в Швеции печатные издания. Крупнейшей национальной утренней ежедневной газетой Швеции является Dagens Nyheter. Газета Goteborgs-Posten охватывает Гётеборг и запад Швеции, зато Sydsvenska Dagbladet доминирует в Мальме и на юге страны. Мощными изданиями являются Fria Tidningen, Metrosv и Varlden idag. Самый большой тираж имеет вечерняя газета Aftonbladet — конкурент Expressen и GT. Также в Швеции издают около 150 газет местного и регионального уровней.
Швеция известна и своим национальным радио Sveriges Radio, которое является аналогом британского концерна ВВС, немецкого Deutsche ли Welle. На национальном радио Sveriges Radio есть четыре канала, каждый из которых имеет свое направление. Р1 транслирует важные новости и является наиболее популярным, поскольку его слушают 50 % реципиентов. Р2 подает в эфир классическую и мировую музыку. Несмотря на то, что канал транслируется на многих языках, в том числе — национальных меньшинств Швеции (арабская, курдская, китайская, российская), канал маленький и его слушают только 5 % людей. P3 — молодежный канал (10 %), а Р4 — крупнейший канал, который рассказывает о местных новостях (35 %). Шведское радио является наиболее популярным и пользуется высоким доверием у людей. Шведские радио и телевидение не коммерческие. Крупнейший коммерческий телеканал — TV4, где транслируют развлекательную информацию и спорт.
Как мы узнали во время общения со шведскими журналистами, самыми актуальными темами в мире медиа этой скандинавской страны является вопрос мигрантов и локальная коррупция. По словам нашего собеседника, чиновники Швеции все же не святые и, случается, воруют небольшие суммы. Это может быть тысяча долларов, например. Поэтому тема борьбы с коррупцией путем разоблачения и осуждения таких случаев остается одной из основных в расследовательской журналистике.
Как оказалось, шведские медиа очень централизованы вокруг Стокгольма. Однако шведские медиа-компании пытаются наладить связь со многими странами мира, в том числе с Украиной.
ПРОЗРАЧНОСТЬ И ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Большим преимуществом для работы шведских журналистов является то, что в этой скандинавской стране вся деятельность государственных и коммунальных органов власти является прозрачной. Это давний принцип, который появился в основных законах еще в XVIII веке и гарантирует возможность общественного контроля. Он заключается в том, что все документы и вся информация, в том числе записи на пленках и информация на компьютерах, которые находится в распоряжении власти, являются доступными для всех.
«Как по мне, Швеция — замечательная страна для того, чтобы работать журналистом. Здесь все прозрачно и есть доступ к информации, в том числе и о политиках, — продолжает рассказывать «Дню» президент Ассоциации журналистских расследований Швеции, журналист Sveriges Radio Терье КАРЛССОН. — Можно увидеть все документы из судов, организаций, есть ежегодные и ежеквартальные отчеты. Мы имеем колоссальные базы телефонов и адресов. Это очень открытое общество для работы журналиста, ведь практически вся информация — публичная. Важно то, что в стране практически ничего не угрожает жизни журналистов. Всю ответственность за публикации несет издание и редактор. Хотя и сам журналист должен осознавать, что он пишет. Были случаи, когда журналисты попадали в тюрьму за публикацию неправдивой информации, связанной со скандалами и большими деньгами».
Для таких случаев в Швеции еще в 1916 году учредили Шведский Совет по Прессе или так называемый «Суд Чести». Он является самым старым в мире и единственным в своем роде. Его основателями были Национальный пресс-клуб, Союз журналистов и Ассоциация издателей газет. В 1969 году в Швеции был создан Институт омбудсмена по делам прессы. Любой заинтересованный гражданин может послать омбудсмену по делам прессы жалобу по поводу опубликованного в печати материала, который он считает нарушением журналистской этики. Получив заявление с жалобой, омбудсмен узнает, готова ли газета опубликовать опровержение. Если урегулировать дело таким образом не удается, омбудсмен начинает расследование, после которого возможны три варианта развития событий. Он или признает, что жалоба не дает оснований обвинять газету. Или подтверждает, что полученные данные достаточно весомы, чтобы передать дело в Совет по делам прессы. Если же нарушение незначительное, выносит газете осуждение без обращения к Совету.
Органы власти быстро рассматривают запросы общественности и журналистов о предоставлении документов и данных. В шведских законах прописано: на запросы об официальной информации всегда необходимо отвечать прямо. Если служащий, к которому поступает запрос, сомневается в том, можно ли выдать документ или информацию, он должен немедленно попробовать выяснить этот вопрос. Служащий не может ответить: «Я не знаю, можете ли вы получить настоящий документ, я не успеваю ответить на этот вопрос сейчас же. Вы должны опять прийти через неделю». Гражданин, а тем более журналист, который захотел ознакомиться с официальными документами, должен получить их на протяжении суток. Это простое правило, которое нашло свое подтверждение в деятельности парламентского омбудсмена.
Однажды медийные активисты, чтобы проверить открытость государственных структур, решили направить письма с информационными запросами в сто учреждений. «61 из них ответили в тот же день, 34 — через несколько дней, и только пять — через две недели, — рассказывает Терье Карлссон. — Есть доступ к информации, если вы проводите расследование. Если вы захотите присутствовать на каком-то из парламентских заседаний или послушать о налогах, например, или пойти в бюро занятости, вы просто идете туда. Вам не препятствуют, напротив — стремятся предоставить больше информации». Поэтому есть у кого перенимать опыт.