Недавно областной совет Закарпатья принял решение о предоставлении жителям края — тем, кто называет себя не украинцами, а русинами — статуса отдельного этнического меньшинства и подготовил соответствующее обращение к Верховной Раде Украины. Цель такого решения — добиться бюджетного финансирования для «найденной» им новой этнической группы.
Поэтому отныне жители Закарпатья будут называться русинами, хотя из исторических источников известно, что еще во времена Киевской Руси этнонимы «русь», «русины», «рутенцы» использовались для определения всего населения украинских земель. Так, с конца ХIХ — начала ХХ века на землях Подолья, Надднепрянщины и Слобожанщины постепенно устанавливается самоназвание «украинцы». В то же время на Буковине, Галичине и Закарпатье, которые в политическом, экономическом и культурном отношениях в это время были изолированы от основных украинских земель, законсервировалась и дольше сохранилось самоназвание (этноним) — «русины». В Европе этот этноним был известен как название всех украинцев включительно до конца ХIХ века.
«Решение о предоставлении жителям края статуса отдельного этнического меньшинства областной совет Закарпатья принял большинством голосов БЮТа и «Нашей Украины», — рассказала «Дню» директор Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Рильского Анна Скрипник. — Не понятно только, кто дал право областному совету кодифицировать новые национальности или этноменшинства. Жители Закарпатского края длительное время были отделены границами от остального украинства. И потому они дольше сохраняли этническое самосознание и самоназвание «русины». Однако на сегодняшний день украинство уже консолидировано как единая украинская нация. И позиционирование себя как отдельной этнической общности идет вразрез интересам и жителей Закарпатья, и украинства в целом. Это не имеет ни исторического, ни этнического, ни статистического обоснования, а просто является некорректной позицией определенных политиков, действующих по принципу «разделяй и властвуй». Такое политическое русинство активно поддерживает и выученный на деньги украинской диаспоры канадский профессор Павел Магочи, который довольно интересно объясняет свою позицию, говоря, что «при благоприятных обстоятельствах из этих людей (жителей Закарпатья) может сконцентрироваться отдельный этнос».
По переписи 2001 года, из одного миллиона 260 тысяч жителей Закарпатья только 10 тысяч изъявили желание называться русинами, а это — только 0,8 %. «Лично я поддерживаю решение областного совета Закарпатья о предоставлении жителям края статуса отдельного этнического меньшинства, — сказала «Дню» жительница поселка Вышково Хустского района Закарпатской области Екатерина Цейбей. — Это заложено самой историей. Еще издавна автохтоны называли себя русинами. Даже во время вхождения Закарпатья в Советский Союз жителей края признавали русинской этнической группой. Русинское движение существовало издавна. Оно прекратило свое существование во времена Карпатской Украины, но впоследствии опять возродилось. Русины — это украинцы, но из Закарпатья. Сегодня русинов признают и в Венгрии, и в Словакии. Кстати, в Словакии есть даже русинский журнал «Дукля».
Но, несмотря на все эти особенности, вопрос этнонимического разнообразия сегодня приобрел сугубо политический характер. Научная академическая общественность рассматривает попытки некоторых политических сил использовать этноисторическую неинформированность и неосведомленность жителей Закарпатья относительно современного самоназвания «русины» как провокативные и направленные на раскол Украины. По мнению специалистов, адепты политического русинства спекулируют на терминологии, привлекая древнее самоназвание всех украинцев «русины» для региональной поляризации украинства. К тому же, облсовет не может брать на себя функции специализированного научного учреждения и делать выводы относительно таких научных проблем.
«Жители Закарпатья имеют все права украинцев, — сказал председатель Украинского фонда культуры Борис Олийнык. — Им никто не запрещает помнить свои специфические особенности и утолять духовную и культурную жажду. Ситуацию нагнетают политики, которым нужно расколоть государство. У нас есть основные законы Конституции. И в этом вопросе Президент Украины как гарант Конституции государства должен принять надлежащие меры для недопущения дезинтеграционных процессов и политической дестабилизации в Украине».