Что было, что есть, что будет? Не нужно быть вторым Нострадамусом, чтобы понимать, что Украина не станет в ближайшее время членом Европейского Союза. Однако не нужно быть и «более чем информированным реалистом», чтобы делать трагедию из этого. Вчерашний саммит Украина — ЕС, состоявшийся в Киеве, можно считать своеобразной отправной точкой в построении новых отношений между двумя сторонами. В них не должно быть места необоснованным надеждам, неадекватным времени вопросам и лишенному смысла пессимизму. Действительно, ни Украина, ни Евросоюз сегодня не готовы к политическому «браку», однако своеобразная «помолвка», можно сказать, состоялась. «Помолвка» — без каких-либо обязательств с теоретической вероятностью, что Украине могут в равной степени сказать перед самой «свадьбой» и вожделенное «да», и презрительное «нет». Пока что нет оснований для разочарования и внешнеполитического поворота на 180 градусов — от евроинтеграционного вектора в любое «альтернативное направление». Вчерашний саммит был встречей положительных символов и сигналов. Они не были значительными, прорывными, но они не были и незначительными, незаметными. ЕС хочет работать с Украиной так, как никогда до сих пор. Однако большинство столиц элитного клуба 25 европейских государств пока что не готовы воспринять идею будущего членства Украины в ЕС. Последний саммит был саммитом отрезвления, показавший, что внутренние революции не всегда ведут к революциям внешнеполитическим.
Новая власть очень много апеллировала к аргументу о том, что Украина — Европа, забывая при этом, что — не вся Европа, и что в этой «Европе» украинский вопрос не всегда на первом плане.
Украинскому руководству дали сигнал о том, что не все еще потеряно, не все политические кредиты исчерпаны. Ответ — за Украиной — а именно за выверенными, скоординированными решениями всех ветвей власти, а также, в первую очередь, за решением украинцев (значение следующих парламентских выборах особенно возрастает). Много будет зависеть от того, кто станет локомотивом на евроинтеграционнном пути в Украине, кто проявит готовность к незаметной, рутинной работе над документами, без лозунгов и обещаний?
ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Премьер-министр Великобритании (председательствующей в ЕС) Тони Блер считает, что саммит Украина — ЕС стал самым успешным двухсторонним саммитом и он будет служить для дальнейшего, более мощного развития двухсторонних отношений. «Самое важное — это образование более мощных связей между ЕС и Украиной. Это отношения, основывающиеся на общих целях и демократических ценностях. Уверен, что со временем они станут еще сильнее», — заявил британский премьер. Поблагодарив Президента Виктора Ющенко, он подчеркнул: «Вы можете быть уверенны, что на этом пути к нашему общему будущему в Евросоюзе такие страны как Великобритания станут вашими партнерами». Оценивая постреволюционные разочарования в Украине, Тони Блер отметил: «Перемены — это сложный процесс, всегда трудно отвечать возникающим надеждам. Но я уверен, что у Украины нет сомнений в том, что уже существует большая разница между тем, какой была Украина в прошлом году, и какой она стала сегодня».
Разница есть, в частности, в состоянии отношений Киева и Брюсселя. Евросоюз, наконец, принял решение о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Это — действительно достижение, хотя, наверное, оно не столь значительное, как это было вчера. Украинские дипломаты справедливо говорили, что предоставление такого статуса является техническим вопросом. Несколько «раздули» его значение журналисты. Вчера выглядело так, словно в отношениях Киева и Брюсселя произошел неожиданный прорыв. С тем же успехом (если не с большим) можно было бы сделать событием года подписание энергетического меморандума между Украиной и ЕС. Хотя и стоит признать — новой власти удалось сделать то, над чем работала не один год прошлая власть, ей удалось наконец достичь того, что Россия достигла еще три года тому назад. Похоже, сам ЕС придает большое значение предоставленному Украине статусу.
Премьер-министр Великобритании Тони Блер заявил: «Дальнейшая перспектива Украины — очень четкая. Она состоит из двух элементов: в частности, с дальнейшего политического прогресса с точки зрения продвижения демократических ценностей, свободы слова и верховенства права, а также экономического прогресса, которому посодействует предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой». «Это то, что можно назвать инфраструктурой обеих ценностей», — отметил глава британского правительства.
Еще большего пафоса придал украинской «рыночности» Президент Виктор Ющенко, назвавший предоставление Украине рыночного статуса «самым главным решением» саммита. Что касается технических процедур, связанных с оформлением рыночного статуса, то, возможно, для этого понадобится один-два месяца, отметил Президент.
Вчера же речь шла еще об одном важном вопросе — упрощении визового режима. Что это такое мало кто представляет даже из дипломатов, участвующих в переговорах. Создавалось впечатление, что участники переговоров несколько сами запутались, над чем они работают. Над упрощением, либерализацией или улучшением? В дипломатических кругах эти дискуссии идут до сих пор. Хотя на слово «либерализация» наложено строгое брюссельское «табу»: мол, граждане стран ЕС могут понять под ним отмену виз вообще, а это может воспрепятствовать переговорному процессу. Однако, опять же, важно уже то, что переговоры начались. В прошлом году подобное казалось невозможным.
Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу верит в успешное завершение визовых переговоров. «Теперь все зависит от качества работы наших участников переговоров», — так он ответил на вопрос о сроках завершения процесса обсуждения. По его словам, идут параллельные переговоры по визовому соглашению и соглашению о реадмиссии нелегальных мигрантов. «Если мы проявим добрую волю, а она у нас есть, то рано или поздно процесс будет завершен успешно», — заявил Баррозу во время пресс-конференции.
«МАЛОЗАМЕТНАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ
Если тщательно проанализировать вчерашние достижения саммита, то они кажутся не очень значительными. Однако, возможно, в этом и заключается специфика европейской интеграции: малыми шагами продвигаться к большим результатам, одним из которых является и членство в Евросоюзе. Ведь вчера были достигнуты важные решения не только по вопросам, которые давно «на слуху».
Во-первых, стороны подписали меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества между Украиной и ЕС в энергетической сфере. В нем, в частности, речь идет о том, что эксперты из Киева и Брюсселя должны дать оценку безопасности действующих в государстве атомных электростанций. Украина согласилась на внедрение у себя «энергетического» законодательства ЕС. Также в документе говорилось о развитии «важных инфраструктурных проектов, таких как нефтепровод «Одесса — Броды» с добавлением ветви до польского Плоцка. Не забыли стороны включить в меморандум положения об улучшении норм эффективности, безопасности и охраны окружающей среды в угольной отрасли.
Во-вторых, Евросоюз подписал с Украиной соглашение о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, позволяющее европейским авиалиниям осуществлять рейсы между любыми странами ЕС и Украиной. Кстати, в конце сентября Еврокомиссия предложила провести переговоры о комплексном соглашении относительно гражданской авиации для создания общего воздушного пространства. Такие переговоры преследуют цель постепенно интегрировать авиационную сферу Украины в европейские структуры. Комиссия надеется получить мандат для начала этих переговоров во время председательства Австрии (первая половина следующего года).
И в-третьих, вчера было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках европейской программы спутниковой радионавигации «Галилео». Ответственный за вопрос транспорта вице-президент Еврокомиссии Жак Барро сказал по этому поводу: «Украина — это одна из немногих стран, наработавшая огромный опыт в сфере технологий глобальной спутниковой ориентации, а поэтому ее участие является важным шагом для развития «Галилео» как международной программы». Характерно что подобный документ ЕС подписал на данное время лишь с Китаем и Израилем...
ЕС «ПОСЕЛИЛСЯ» В ОДЕССЕ
На днях произошло еще одно интеграционное событие с разряда «малых» шагов — в среду в Одессе была открыта Миссия ЕС по предоставлению помощи на украинско-молдавской границе. Для ее открытия в город прибыли верховный представитель ЕС Хавьер Солана и комиссар по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Украина надеется, что деятельность миссии Евросоюза станет важной составляющей приднестровского урегулирования.
Деятельность этой миссии рассчитана на два года с возможностью продления срока ее деятельности. В рамках Миссии будут проводиться обучения на местах и консультации для украинских и молдавских чиновников с целью повышения состоятельности их служб относительно осуществления эффективного пограничного и таможенного контроля.
Стоит вспомнить о предыстории этого события. Большинство западных специалистов не доверяли Украине в ее искренних заверениях о прочности границы с Молдовой. В июне этого года президенты Виктор Ющенко и Владимир Воронин обратились к ЕС открыть специальную мониторинговую миссию, которая бы могла наблюдать за эффективностью борьбы пограничников и таможенников с контрабандой, торговлей людьми...
Брюссельские гости неоднократно говорили об «уникальности события». В Украине также обращали внимание на большое значение такого сотрудничества двух сторон. Дмитрий Ткач, участвующий в переговорах по приднестровскому урегулированию, в частности, рассказал, что украинские пограничники были особенно рады приезду экспертов из стран Евросоюза. Даже пожелали, чтобы подобные миссии открывались на других участках границы (не в последнюю очередь с Россией и Беларусью). Мол, их присутствие было бы своеобразным дисциплинирующим фактором.
У Киева и Брюсселя был случай продемонстрировать заявленное расположение друг к другу на деле. Многое будет зависеть — и не только в случае с Миссией — от двух сторон. Однако самый большой груз обязанностей логично ложится на Украину, которая должна показать, что она не только неотъемлемая часть Европы, но и незаменимая. Показать это не столько другим европейским государствам, сколько самой себе.