Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кривое зеркало современной истории

В Кремле рассчитывают привить населению психологию осажденной крепости
3 ноября, 2016 - 10:54
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В России озаботились необходимостью преподать школьникам самую новейшую историю, включая события, связанные с присоединением к России Крыма и войной на Донбассе. Пока что школьная программа доводит изложение истории России только до 2008 года, захватывая лишь войну с Грузией. А вот теперь на семинаре «Стратегия будущего» сами школьники будто бы предложили проводить уроки о современной истории России, и председатель Совета федерации Валентина Матвиенко эту идею полностью поддержала.

Зная российские реалии, можно не сомневаться, что инициатива отнюдь не исходит снизу, т. е. от школьников и учителей. Просто новый министр образования и администрация президента под видом пожеланий широких школьных масс проверяют реакцию на возможное введение уроков истории последних лет как внутри России, так и, особенно, за ее пределами. Оказывается, уже существует государственный проект «Урок современной истории России». Как утверждает его руководитель Станислав Неверов, туда непременно должны войти и Крым, и Донбасс, и Сирия, и санкции с контрсанкциями: «Население не понимает, почему мы этого не сделали, почему с Крымом это произошло, а с территорией юго-востока Украины это не произошло. У людей вопросы, соответственно, им нужно исторически объяснить и рассказать, какие территории, кому, что и так далее. Школа на сегодняшний день объяснить этого не может ни в силу образовательных стандартов, потому что в стандартах этого нет, а учебник заканчивается 2008-м годом. Учителя, грубо говоря, простые обыватели, которые так же как и дети, включают первый канал «Россию» и верят в то, что видят там, включают канал более оппозиционный — и верят тому, что там. И у них в голове начинается сумбур, каша и в итоге сформировать какое-то собственное мнение невозможно».

Насчет оппозиционных каналов Неверов хватил! Единственный оппозиционный канал «Дождь» имеет мизерную аудиторию. Так что на практике у школьника остается выбор между «Россией» и Первым каналом, а там никаких разногласий в вопросах Крыма и  Донбасса не наблюдается.

Что ж, у российских школьников есть законное право знать, что происходит с их страной в последние годы, как и почему Россия аннексировала Крым, почему российские военнослужащие и добровольцы воюют на Донбассе и в Сирии. Когда-нибудь все это станет богатейшим материалом для национального покаяния. Хорошо, если школьники узнают, как в Крыму появились российские «зеленые человечки», как они прикрывались женщинами и детьми, как организовывали референдум под дулами автоматов. Узнают о том, насколько законен был такой референдум с точки зрения международного права. Узнают, какой замечательный режим Хафеза Асада защищают в Сирии российские летчики и спецназовцы. Узнают о подвигах и судьбе «Бетмана», «Моторолы», «Гиви» и других героях «Русского мира» на Донбассе. Задумаются о том, кто же сбил малазийский «Боинг» над Донбассом. И поразмыслят о том, почему вдруг в первом полугодии 2015 года смертность в России, ранее неуклонно снижавшаяся несколько лет подряд, подскочила аж на 26,2 тыс. человек, чтобы уже в третьем квартале вернуться к прежнему снижению, продолжающемуся по сей день. И попытаются определить, какие эпидемии, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, кроме войны на Донбассе, испытала Россия в 2014-2015 годах. А заодно поразмыслят над тем, что такое военные преступления, и какую ответственность несет за них страна-агрессор и ее народ. Вот только подобных честных школьных уроков российской истории нам придется ждать еще очень долго.

То, что планируется сейчас в России под видом «уроков современной истории», явно будет выдержано в стилистике соловьевско-киселевского телевидения, в духе лозунгов «крымнаш», «отомстим за распятых детей Славянска», «русской весны» и помощи «русским братьям» на Донбассе» и «законному правительству» в Сирии. А также в духе борьбы против «бандеровцев» на Украине и «американского гегемонизма» во всем мире. Заодно собираются рассказать о светлом будущем России под руководством Владимира Путина и в результате осуществления его программы «Стратегия 2020». Недаром проект курирует секретарь комиссии по информационному сопровождению государственной политики Совета при президенте Андрей Худолеев. Очень скоро подобными уроками «в экспериментальном порядке» собираются осчастливить учителей и школьников Ивановской, Ленинградской, Томской, Тюменской областей, Камчатки, Кабардино-Балкарии, Крыма и Москвы.

Если эксперимент сочтут удачным, то уроки современной истории в обязательном порядке введут во всех школах России. Можно не сомневаться, что такие уроки будут проводиться в державно-шовинистическом и ксенофобском духе, с полным оправданием политики президента Путина, что бы он ни сделал сейчас и в будущем. И будет всячески дискредитироваться как российская оппозиция, вышедшая на Болотную площадь, так и Евромайдан на Украине. А тем учителям, которые откажутся транслировать на уроках кремлевскую пропаганду и прививать детям ненависть к соседним народам, придется расстаться с местом.

Разумеется, подобная трактовка современной истории (а другой трактовки при Путине не будет) вызовет серьезное недовольство со стороны соседей России. Но творцов «уроков современной истории» это нисколько не волнует. Они, как и Кремль, действуют по «старому доброму» принципу: пусть ненавидят, лишь бы боялись. Думаю, что подобные уроки должны будут, в том числе, продемонстрировать Украине и другим постсоветским государствам, что отношения путинской России с ними будут строиться по принципу: ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать. Детям будут внушать, что Россия хочет со всеми соседями дружить, а которые из них не хотят с Россией дружить, так тех американцы науськивают. И еще школьникам наверняка будут внушать, что все народы бывшего СССР только и мечтают о том, как бы воссоединиться с Россией в новый братский Союз, да этой мечте не дают осуществиться продажные политики, купленные Западом.

В условиях, когда у молодого поколения россиян сформируется подобная картина мира, им очень трудно будет налаживать диалог с народами соседних стран. Но в Кремле как раз и рассчитывают привить населению психологию осажденной крепости. Пусть не о диалоге с «бандеровцами» думают, а отца-президента слушают! И тогда никакого Майдана в России не будет!

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ