В каком состоянии находились украинские спецслужбы в феврале 2014 года, когда за руль СБУ стал Валентин Наливайченко, известно многим. Фактически (и это не будет преувеличением) СБУ была превращена системой Кучмы-Януковича в филиал ФСБ. Это тот случай, когда рыба гнила и с головы, и с середины. Деморализация СБУ началась не вчера. Еще во времена Леонида Деркача (конец 90-х — начало 2000-х) организовывались совместные коллегии СБУ и ФСБ, проводились другие мероприятия, которые только внешне демонстрировали интеграцию украинских и российских спецслужб. Что подобное единение означает в такой тонкой сфере и кто в нем доминировал, понять нетрудно. Как следствие — Украина не только потеряла собственные спецслужбы, а получила врага в тылу. СБУ фактически превратилась в «контору», которая обслуживала потребности пресловутого президента Януковича по конвертации бизнеса под его контроль, собирала компроматы и по остаточному принципу занималась вопросами национальной безопасности. Безусловно, решить эти проблемы в одно мгновение не было возможности. Однако за полтора года проделана большая работа, и сам Валентин Наливайченко в интервью «Дню» еще в феврале докладывал, что около 80% старого состава службы было уволено. Буквально на днях глава СБУ уволил с должностей всех руководителей так называемого управления «К» — Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, чем явно заставил обеспокоиться ряд лиц. В частности, Валентин Наливайченко попросил Президента Украины уволить начальника УСБУ в Ровенской области и своего первого заместителя, который возглавляет Главное управление по борьбе с коррупцией СБУ. Пресс-служба СБУ в тот же день сообщила, что, по словам председателя СБУ, это не последние кадровые решения в этом направлении.
11 июня Маркиян Лубкивский анонсировал поездку главы СБУ в США. Визит, который, бесспорно, можно назвать знаковым, ведь не секрет, что долгое время украинские спецслужбы ассоциировались со службами нашего северного соседа, который в результате стал агрессором. Однако уже в выходные спикер СБУ неожиданно сообщил, что этот визит отменяется. «Вынужден сообщить, что анонсированная и ожидаемая презентация главой Службы безопасности Украины Валентином Наливайченко в Вашингтоне 16—17 июня с.г. американской политической и экспертной элите доказательств вооруженной российской агрессии против Украины не состоится...» — написал Маркиян Лубкивский на своей странице в Facebook. Оказывается, Валентин Наливайченко получил повестку от следователя генпрокуратуры после того, как сделал заявление во время последнего заседания Кабинета Министров относительно причастности бывшего руководства ГПУ к Васильковской катастрофе на нефтеналивной базе БРСМ. 12 июня председатель СБУ сообщил, что нефтебаза, АЗС и БРСМ-нефть принадлежали экс-министру энергетики и угольной промышленности Эдуарду Ставицкому. «Второе — мы готовы вместе с МВД расследовать, как заместитель генпрокурора остановил расследование милиции, как он стал совладельцем такой нефтебазы и подобных нефтебаз», — заявил Наливайченко в Кабмине. Напомним, что речь идет об одном из заместителей тогдашнего генпрокурора Яремы, отставки которого требовала общественность и которого Президент не увольнял почти год.
В воскресенье глава СБУ в эфире телеканала «1+1» заявил: «Бывший заместитель Генерального прокурора является лицом, которое может обоснованно подозреваться в совершении особенно тяжёлого преступления с последствиями экоцида для жителей Киевской области... Завтра (15 июня) в 11 часов я появлюсь в том помещении (Генпрокуратуры — «День»)... будут предоставлены доказательства, и я буду требовать там, чтобы был задержан, а не убежал из страны бывший высокопоставленный чиновник, который причастен к экоциду через коррупцию». Уже в понедельник Наливайченко назвал фамилию упомянутого заместителя Яремы: «Заместитель генерального прокурора, который в октябре «крышевал» и фактически способствовал преступной деятельности, является фигурантом этого уголовного производства. Я называю эту фамилию, это гражданин Украины, 1963 г. рожд., его фамилия Даниленко». Напомним, заместитель Яремы Анатолий Даниленко стал фигурантом скандала по присвоению 140 гектаров государственных водоёмов осенью прошлого года. Из ГПУ Даниленко был уволен в феврале вместе со своим начальником. «Он назван — действуйте» — обратился к Генпрокуратуре Наливайченко в понедельник.
Казалось, всё логично, продолжается обычная работа по выявлению угроз госбезопасности. Внезапная отмена визита в США из-за срочного допроса Наливайченко в Генпрокуратуре породила пакет вопросов. Как можно объяснить обществу и нашим партнёрам вынужденную отмену визита в Соединенные Штаты? Что именно стоит за такими конфликтными пасьянсами? Ведь известно, что Наливайченко занимает должность главы СБУ по квоте партии «УДАР», то есть в результате договоренностей. Что думают в коалиции?
«Формально все эти конфликты происходят в пределах президентской вертикали, — комментирует «Дню» народный депутат от фракции «Народный фронт» Сергей Высоцкий. — Это не является глобальным конфликтом внутри власти. Мы можем долго говорить о независимости прокуратуры, но все знают, что Генпрокурор — это человек, который напрямую зависит от Президента. Подозрительно выглядит тот факт, что главу СБУ вызывают в прокуратуру сразу после того, как он провёл масштабные чистки в управлении «К». На это управление по борьбе с коррупцией было много нареканий. После этого начались разговоры о том, почему Наливайченко не согласовал с Президентом эти увольнения, хотя сама постановка вопроса в таком ракурсе неверна. Странным является то, что Наливайченко вызывают в Генпрокуратуру после того как он обвинил заместителей бывшего прокурора. Безусловно, всё это выглядит нехорошо, когда силовики начинают разбираться друг с другом через допросы. Очевидно, потерян какой-то контакт в подведомственной Президенту вертикали. В то время как СБУ и Генпрокуратура должны работать синхронно для выявления преступлений, мы наблюдаем противоположное. Видим, как ГПУ забирает к себе дела и эти дела там умирают. В Генпрокуратуру неоднократно доносилась информация о преступлениях представителей режима Януковича, которые в настоящий момент находятся в Верховной Раде, но реакции на это не было. Думаю, такие факты говорят сами за себя».
Сейчас трудно представить альтернативу Наливайченко на посту главы Службы безопасности. Но если готовится его замена, то не на лояльную ли Президенту персону? Тогда как Президент объяснит обществу отставку главы СБУ сразу после реальных шагов последнего по борьбе с коррупцией в службе? Некоторые представители «Блока Петра Порошенко», такие как, например, Сергей Лещенко, уже прямо обвиняют Наливайченко в том, что он является креатурой Фирташа, почему-то забывая о недавнем скандале с откровенными исповедями последнего о встрече с Порошенко в Австрии.
Служба безопасности должна быть независимой от всех ветвей власти. В этом особенность и сложность ее работы. Именно поэтому она не может быть по нраву кому-то. Ее роль — быть действенной, инициативной силой по выявлению угроз национальной безопасности. «Ситуация, которая случилась, говорит о том, что процесс реорганизации правоохранительных и специальных органов далеко не завершен и находится только на ранней стадии, — комментирует генерал-полковник в отставке, ветеран внешней разведки Александр Шарков. — Не совсем поняло, почему тот же визит в Генпрокуратуру Валентина Наливайченко не был перенесен, если намечалась поездка в США? Есть государственный механизм и в этом механизме специальные службы занимают особое место. Сейчас мы наблюдаем несогласованность служб и других государственных органов. Нет единого механизма управления. В последнее время это видно по ряду моментов. Мы видим, что часто имеют место случаи, когда выдаются санкции на арест, а подозреваемые скрываются. Значит, позволили скрыться. Кто-то где-то недоработал. То ли МВД, то ли СБУ, то ли прокуратура. Система правоохранительных органов дает сбой. Нет и полноценного законодательного обеспечения органов, что позволяет избегать ответственности, перекладывать ее на других».
Во время войны и огромной, как внешней так и внутренней угрозы, подобные ситуации опасны для страны. Понятно, что Россия будет бить не только по танкам и зданиям. Она будет бить и по спецслужбе намереваясь её дискредитировать, особенно после того как глава СБУ прямо обвинил в причастности к трагедиям на Майдане многоликого помощника Путина Суркова. Постоянным желанием Кремля было вытеснить профессионалов из власти, а особенно из силовых структур.
Возможно, разобраться в тех событиях кто-то умышленно не хочет и с нашей стороны, ведь не секрет, что руки Кремля не перестают шарить, в частности, в Киеве. «Оппозиционный блок» представлен в парламенте, и по всему видно, что склонять голову не собирается. Коммунисты вместо того, чтобы сидеть в тюрьме за откровенную и плодотворную работу на оккупанта, объединяются, пытаясь сохранить свое влияние на определенную (в основном антиукраинскую) часть электората. На фоне экономического кризиса и ощутимой усталости от потерь и испытаний пророссийские силы раскачивают в стране единство. В это же время СМИ насыщены спекулятивными заявлениями политиков и разного рода политологов. Давайте не будет забывать о системных диверсиях, которые не стихают в стране. Последние события на нефтебазе, по мнению ряда экспертов, связаны именно с преднамеренным поджогом. Если СБУ станет разменной монетой в политических баталиях или превратится в сторону во внутренних конфликтах, можно сказать, что произойдет начало конца едва возрожденной системы нацбезопасности.