Проектом комитета предлагается повысить тариф на разовый проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе и метрополитене до 50 копеек. В отношении микроавтобусов-«маршруток» предусматривается введение «тарифного коридора». Стоимость проезда в них предлагается установить в зависимости от длины маршрута: до 5 км — 50 коп., 5-8 км — 75 коп и более 8 км — 1 грн.
Рост тарифов обусловлен экономическими факторами. С 1996 года цены за проезд в городском транспорте оставались неизмененными. Стоимость же топлива, запчастей и энергоносителей значительно повысилась. Вследствие этого убытки на всех видах городского транспорта в прошлом году превысили 45 млн. грн. Ныне действующие тарифы стали для перевозчиков кризисными, так как себестоимость перевозки пассажира в автобусе достигла 93 коп., в трамвае и троллейбусе — 80 коп., а в метрополитене — 72 коп.
Дотации перевозчикам, предусмотренные в бюджете столицы на 2000 год, покрывают потребность только на 12%. Около 600 тысяч киевлян пользуются бесплатным проездом в городском транспорте, а компенсации за проезд «льготников» мизерны и носят эпизодический характер. Вследствие этого перевозчики постоянно пребывают в финансовом цейтноте.
Одновременно с ростом тарифов Комитет транспорта предлагает пассажирам и «пряник»: установить в метрополитене и наземном транспорте стоимость разового проезда в размере 50 коп. по абонементным билетам и 40 коп. — по месячным проездным билетам. Разработан проект гибкой системы скидок и льгот пользователям месячных проездных билетов, которые при введении повышенных тарифов, по мнению инициаторов, сберегут пассажиру от 132 до 60 грн. в месяц — в зависимости от вида месячного проездного билета. В виде эксперимента предлагается установить стоимость разового билета в трамвае и троллейбусе 60 коп., а в киосках — 50. Такие предложения не новы: они давно применяются во многих странах.
Рост тарифов, очевидно, неизбежен, иначе может наступить паралич городских перевозок. Однако тарифный кнут в сочетании с пряником не устранит главную «ахиллесову пяту» городского наземного транспорта столицы. Из полутора тысячи автобусов большой вместимости 65% машин отработали ресурс и непригодны к эксплуатации. Новые тарифы не разрешают проблему обновления парка городскими автобусами большой пассажировместимости. Дополнительные финансы вследствие удорожания проезда позволят автобусным предприятиям лишь еле-еле сводить концы с концами. А современный же городской автобус «крупного калибра» (на 150 и более пассажиров) стоит около $ 200 тысяч. По провозной возможности он заменяет на маршруте 10—12 микроавтобусов и «слизывает» очереди.
Сегодня же в столице основная нагрузка по перевозке пассажиров легла на маршрутные микроавтобусы. По экспертной оценке Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, при введении «тарифного коридора» количество пользователей маршрутками сократится на 20—25%. Соответственно возрастет пассажиропоток на дряхлые автобусы.
Сейчас в столице заметно ухудшилось качество перевозок. На маршрутки большие очереди. Они перегружаются «стоячими» пассажирами, что категорически запрещено правилами перевозок. Конструкция их салона, тормозная система и шины рассчитаны только на сидящих пассажиров. Повсеместная же перегрузка микроавтобусов повышает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с тяжелыми последствиями, как это было с трамваем в г. Днепроджержинске. Госавтоинспекция закрывает на это глаза, сочувствует пассажирам. Ездить же людям надо...