Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каменное чудо Полесья

Среди ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении этого памятника природы. Но это обязательно надо увидеть!
6 ноября, 2013 - 15:46
КАМЕНИСТЫЕ БЕРЕГА РЕКИ УЖ, НЫНЕШНИЙ КОРОСТЕНЬ

Север Житомирщины. Овеянный древнейшими былинами край первобытных лесов, болот, в которых затерялись редкие села с вековыми рубленными избами. Когда-то, давным-давно через одно из таких сел шел нищий и попросил у селянина хлеба. Когда же он получил грубый отказ, то превратил все село в скопление громадных валунов. Как оказалось, путником был сам Бог. С тех пор, лежит посреди леса Каминное село, в котором есть и «хаты» с «хлевами», и «майдан» с «церковью» и «школой». А еще есть Божий камень, на котором Господь оставил свои следы. Так повествует легенда о самом загадочном месте украинского Полесья, нередко именуемом украинским Стоунхенджем.

Интригующая информация, желание увидеть что-то необычное, до сих пор не виданное, позвали в путь-дорогу. Странствие ограничено двумя короткими осенними днями, однако мы пытаемся успеть как можно больше. Ведь на пути от Киева до Каминного села есть немало интересного, присущего только этой части Украины. Между Житомиром и Коростенем, в селе Троковичи, сохранился памятник национального значения — девятиглавая деревянная Троицкая церковь и колокольня (1790 г.). Вскоре мы должны были осмотреть такую же древнюю, но совсем непохожую на нее трехглавую деревянную Воздвиженскую церковь в селе Камьяный Брид, но из-за густого утреннего тумана успешно проворонили поворот к ней. Обнаружили это, когда уже подъезжали к стольному граду Древлянской земли Искоростеня. Название города связано с древнеруським словом «корста», камень. В нынешнем Коростене около каменистых берегов реки Уж за последние годы собралась значительная часть участников драмы далекого 945 года. На скалистой возвышенности в решительной позе замер древлянский князь Мал, а на берегу, около Ольжиных купален, задумчиво стоит княгиня Ольга. Напротив, в парке, отвели место для Добрыни Никитича (есть хорошо аргументированная гипотеза, что мать князя Владимира Малуша и и его дядя Добрыня — дети Мала). Поблизости, в гранитной толще, расположен объект «Скала» — построенный в 1930-х годах бывший штаб Коростенского укрепрайона, а в настоящее время — музей.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ 1696 г. — ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ СЕЛА ЖУБРОВИЧИ, ПРЕКРАСНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЕРЕВЯННОЙ ПОЛЕССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

А на очереди еще одна столица древлян — огород Вручий (современный Овруч), где в Х в. во время междоусобной войны с киевским князем Ярополком погиб его брат Олег. С домонгольських времен здесь уцелел удачно отреставрированный в нач. ХХ в. Васильевский храм, а неподалеку стоит отстроенный Преображенский собор. На обратном пути заехали в живописное село Межиричка, где на скалистом берегу Ужа стоит пятиглавая деревянная Николаевская церковь (ХVІІІ в.).

И вот машина мчит по прямой Варшавской трассе в направлении Олевска. Перед поворотом на село Радовель, через которое мы решили добраться до Камьяного села, сделали небольшой крюк к Журовичам, где расположена еще одна деревянная полесская церковь Рождества Богородицы (1696 г.). Потом уже по грунтовой дороге через села Пояски и Шебедиха добрались до Рудни Замысловецкой — окруженного со всех сторон лесами села, близ которого, — каменное чудо украинского Полесья. За мостом повернули направо, и через несколько минут дорога углубилась в лес. Два километра (после дождей лучше пройти их пешком), и мы, проехав мимо указателя «Каминное село», остановились около указателя «Слид Бога». Зрелище необычное для равнины — с обеих сторон дороги группами или по одному, освещенные последними лучами вечернего солнца, лежали валуны размерами нередко с достаточно большую хату. Немножко воображения, и некоторые камни со сглаженными верхушками и вертикальными стенками превращаются в старые хаты под соломенной крышей, нередко увязшие по крышу в землю, от иных остались только стены.

НА СКАЛИСТОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ В РЕШИТЕЛЬНОЙ ПОЗЕ ЗАМЕР ДРЕВЛЯНСКИЙ КНЯЗЬ МАЛ

О происхождении этого памятника природы нет однозначной мнения. Кое-кто из исследователей считает, что валуны были принесены древним ледником. Но в таком случае, они были бы рассредоточены на значительной территории, да и размеры имели бы поменьше. У нас же локальное скопление огромных глыб. Более вероятной кажется мысль, что это — разрушенные временем выходы на поверхность Украинского кристаллического щита. Хоть над их внешним видом поработал  и ледник.

В отличие от Стоунхенджа Каминное село имеет естественное происхождение, однако необычные места всегда притягивали к себе древних людей. Остались их следы и здесь. В одном месте мы натолкнулись на четыре почти одинаковые, немного разнесенные сегменты достаточно большого дискообразного камня. К нему мог приложить руку наш далекий предок. Влево от тропинки, ведущей к Божьему камню, — обнесенная высоким валом круглая площадка с надписью: «Место изготовления древесного угля». Неподалеку — огромный валун, на который ведет деревянная лестница. На верхушке — несколько углублений, напоминающих следы ступни, монетки в них. Есть поверье, что если стать босиком в больший след и загадать желание, то оно сбудется.

Есть в Селе и «постоялый двор» — место для бивака за группой валунов слева от дороги (посыпанная песком площадка с местами для костров, беседка со столом и рядами). Ведь оно становится популярным — утром сюда приезжал экскурсионный автобус, почти одновременно с нами подъехала еще одна киевская машина, а уже в темноте — несколько мотоциклистов, тоже киевлян.

Утром, уже без спешки, мы опять ходили среди поросших зеленым мхом каменных великанов, выбирали ракурсы для фото, еще раз поднялись на Божий камень. А на одном из деревьев высоко над землей увидели настоящую борть — выдолбленный из ствола дерева улей. Такие же ульи мы увидели в одном из сельских дворов на пути к последнему пункту путешествия —  старинного Олевска, где посетили оборонную Николаевскую церковь (1596 г.) с фресками и иконостасом ХVІІв.

Владимир ГРЫПАСЬ. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ