Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глазами историка

1 декабря, 2005 - 18:54

Недавно в книжных магазинах появилась книга доктора исторических наук, профессора Киево-Могилянской академии Натальи Яковенко «Нариси історії середньовічної та ранньомодерної України». «Ненаучный», как пишет сама автор, стиль книги делает это глубокое, многостороннее и объективное исследование доступным для всех, кто интересуется как историей Украины, так и историей вообще. Более того, книга читается на одном дыхании (куда там этим жалким детективам!). Этому способствует, в частности, то, что в своем исследовании автор приводит многочисленные «материальные» свидетельства описываемых периодов — большие выдержки из летописей, книг, архивных документов, официальной и персональной переписки, речей, дискуссий, а также прижизненные портреты исторических деятелей, образцы тогдашнего оформления книг и изобразительного искусства.

Особенно ценна для читателя установка автора на объективность (насколько это вообще возможно для историка), желание видеть позицию и правду каждой из сторон того или иного противостояния, а также решительное отмежевание от традиционных схем исторического дискурса — московских, польских или украинских. В новой книге продолжена линия предыдущего труда Н. Яковенко — «Паралельний світ», «героями» которой являются не только «главные» действующие лица (владыки, политики, воины, духовенство и др.) и события той или иной эпохи, но и малодоступный для разделенных временем поколений мир тогдашних идей, представлений, обычаев, предубеждений и заимствований. Тот мир, который, собственно, и приводит к определенным историческим событиям. Как говорит Наталья Яковенко, она должна «кое-что несколько перевернуть» (например, обесчеловечивание «национально-государственной» парадигмы», которую населяют одни «деятели»), подвергнуть сомнению уверенность исследователей в том, что в истории все заранее определено «за нас и без нас какими-то таинственными закономерностями». Для автора важно и интересно «преодолеть субъективность исторического познания, сосредоточивая внимание на объяснении логики поступков людей прошлого и факторов, обусловливавших эту логику».

Ниже приводим несколько коротких выдержек из объемной (почти 600 стр.) книги Натальи Яковенко «Нариси історії середньовічної та ранньомодерної України».

Сагайдачный . После смерти Петра Конашевича-Сагайдачного он был воспет в скорбной поэме ректора Киевской братской школы Касияна Саковича как «славний лицар и правий гетьман, гідний несмертельної справи, що в мовчанню нікди не зостане, поки Дніпро з Дністром многорибнії плинути будуть». Поляк Якуб Собеский, отец будущего короля Яна II Собеского, в мемуарах о Хотынской войне писал: «Цей Петро Конашевич, муж рідкісної мужності й зрілості в судженнях, винахідливий у словах і вчинках, в очах майбутнього потомства гідний стати поряд із найвизначнішими в Польші людьми свого часу». … Первую славу принесли Сагайдачному дерзкие морские походы на турецкие берега — вплоть до околиц Стамбула. В походе 1615 года он с казаками вступил в бой с турецкой флотилией, захватил несколько галер и взял в плен турецкого адмирала. Не только украинцы и поляки Речи Посполитой воспевали храброго гетмана, но и Западная Европа, которая узнавала о его походах от дипломатов многих европейских стран, имевших резиденции в Стамбуле. Казацкие победы они трактовали как триумф христианского духа над ужасающей исламской империей.

Война. Через две-три недели после Корсуньской битвы (лето 1648) Украину охватила буря, бушевавшая не только без контроля, но, очевидно, и вопреки желанию Богдана Хмельницкого. Известие о казацких победах под Желтыми Водами и Корсунем стало искрой, упавшей на бочку сухого пороха, вызвав доселе не виданный взрыв активности простых людей. Смешались ярый социальный антагонизм и опьянение безвластием, вечный порыв к «жизни без господина» и жажда мести за былые несправедливости. Чуть ли не каждый крестьянин мгновенно превращался в солдата — врага старых порядков, которые персонифицировались в «ляхах» (под которыми понимали и украинских господ), католическом духовенстве и евреях-арендаторах (этот антиюдейский фанатизм украинского крестьянства выглядит несколько неожиданно, ведь русские земли Речи Посполитой не присоединились к волне антиеврейских настроений, незадолго до того охватившей Польшу). Общины сел и городов становились вооруженными отрядами, из них формировались большие «казацкие» отряды.. Земля превратилась в ад — безумие толпы сняло табу на убийство, а войска обеих сторон не проявляли ни малейшего милосердия как к чужому, так и к своему простому народу. Воспитанный в трех европейских университетах, прекрасный христианин и образцовый рыцарь Ярема Вишневецкий ответил на восстание толпы такими же бессмысленными расправами. В то же время и рядом с ним правил кровавую тризну «вождь безумного плебса» — казацкий полковник Максим Кривонис. Хроника кровавой жатвы июня-июля 1648 года настолько опутана перекрестными лозунгами мести, что вряд ли можно в ней найти правого и виноватого. Это метко интерпретировал Хмельницкий: на требование правительственных комиссаров (Речи Посполитой) выдать для надлежащего наказания Кривоноса гетман ответил: «Взамен на Вишневецкого».

После бури. Подаренная природой пластичность человеческого существа побеждала кровавый кризис. Яркое подтверждение тому, как молниеносно нормализовалась жизнь в Украине там, где хоть на миг затихала военная вьюга, оставил дьякон Павел из Алепо (Сирия). Он сопровождал антиохийского патриарха Макария III в Москву и описал в дневнике переезды через казацкие регионы в 1654 и 1656 годах. Глазом постороннего наблюдателя дьякон зафиксировал в Украине большое количество больниц (богаделен) для людей преклонного возраста, а также налаженные формы опеки священников над осиротевшими во время войны детьми. Особенно же большое впечатление произвели на Павла не утраченные в жестокие времена приветливость и веселость «благословенного народа» этой «благословенной страны». Он, в частности, пишет: «…В течение целых двух лет в Московии замок висел на наших сердцах, а ум был до крайнего предела сжат и подавлен, потому что в той стране никто не может чувствовать себя свободным и удовлетворенным, разве что ее коренные жители. Зато страна казаков была для нас, как будто наша собственная страна, а ее жители были нам добрыми приятелями и людьми, как мы сами».

В заключение приведем слова автора «Нарисів історії України» Натальи Яковенко, которые чрезвычайно актуальны сегодня: «История учит, что поставленная в политической сфере цель всегда реализуется в непредвиденных вариантах».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ