Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Коронационное дефиле-ХII

Победители и лауреаты нынешнего конкурса
8 июня, 2012 - 11:55
«ВЗРОСЛАЯ» ПИСАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ВДОВИЧЕНКО В ЭТОМ ГОДУ ЗАНЯЛА ПЕРВОЕ МЕСТО В НОМИНАЦИИ... ДЕТСКАЯ ПРОЗА / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

«Может, есть и дьявольская литература, и литература никакая, и недолитература, и паралитература. Но оставляю эту старую, натоптанную умственным тряпьем арбу классификационного маразма критикам, питающимся писательскими соками. Жалуются на отсутствие больших полотен, эпического серебра и золота поэзии. Но, может, вы просто не видите их, недоаристрахи и недозоилы, ослепленные собственными амбициями, от которых — в идеале — должны быть свободны? Но что, в конце концов, означают эти возгласы критиков на том рубеже, за которым начинается большое писательское восхождение на холодные вершины?..».

Вот такое немаленькое вступление-эпиграф получилось. Так размышляет главный герой романа Степана Процюка «Жертвоприношение» (2007) — одного из многих произведений современной украинской литературы о мерзко-нищем прозябании писателей.

Именно этого героя — брошенного женой и любовницей, превращенного в парию на работе и в творческих кругах — я вспоминал, наблюдая за единственной в Украине литературной дефилядой: церемонией награждения лауреатов Международного литературного конкурса «Коронация слова». Который состоялся уже 12-й раз.

Странное дело — всего лишь 12 лет. Разве это много? На 9 лет меньше срока написания «Человеческой комедии» Оноре Бальзаком, который страдал от комплекса неполноценности и приставлял к своей фамилии благородную частицу «де»... Однако за эти годы многое изменилось. Если 12 лет назад каждого новоявленного украинского писателя, который не был герметичным, а открывался массам, стремительно становившимся безграмотными, одна часть литературного истеблишмента рьяно оплевывала, а другая за этим с восторгом, стоящим Гичкока, наблюдала, то сейчас появление нового автора — отнюдь не событие, а просто факт; книги же, которые можно было бы обозначить как события, появляются крайне редко, и для этого истеблишмент, вместе с саркастически изображенными Процюком критиками и крайне обезграмотневшей массой должны таки прочитать то, что must read. Таким образом литературный процесс срывает фиговые листочки прежних заслуг с некоторых хищников и мастодонтов от писательства, а новички на некоторое время попадают на «олимп» (в кавычках и с маленькой — ведь и правда стыдно называть мелкую крупицу славы современного борзописца Олимпом...).

Стоит отметить, что младшее поколение украинской литературы оценивает имеющееся положение предельно реалистично:

Что такое эпатаж ради доведения правоты?
это удар, от которого разрывается его барабанный пластик
и поэт умирает, но слушатели подносят к устам стакан воды.
Они — третья щека после подставленных обоих собственных.

Это — из последней книги Павла Коробчука, изданной в прошлом году издательством «Ярославів Вал», которое само по себе иллюстрирует новейшую тенденцию современного литературного процесса в Украине — институциональный синкретизм.

Это блестяще продемонстрировала и очередная церемония награждения лауреатов от «Коронации»: среди награждающих были представители бизнеса, художники и чиновники; некоторая путаница с социальными статусами наблюдалась и среди награждаемых. Диплом получила, например, певица Тоня Матвиенко (за детскую пьесу), а шоумен, заслуженный «долгоносик» Виктор Андриенко занял первое место в номинации «Киносценарии для детей».

Собственно, я не случайно назвал «коронационную» церемонию единственным в Украине настоящим литературным дефиле. Потому что, хоть конкурсов и ярмарок у нас хватает, литературное мероприятие в вечерних платьях и смокингах, с привлечением звезд шоу-бизнеса (в этот раз играли-пели Иллария, Эдуард Романюта, «Гайдамаки» и другие) и с красной, как в прохладных и незабываемых Каннах, дорожкой — один-единственный.

Итак, лауреаты. Главная интрига, которая держит вместе всех гостей и журналистов церемонии аж до конца мероприятия (целых три часа!) — победители в номинации «Романы». В этом году первую премию получила известная в Прикарпатье поэтесса Ольга Слоневская. Ее роман, наверное, навеян грустным шедевром Пикассо, потому что называется «Во сне и наяву, или Девочка на шаре». На втором месте — черкасщанка Зинаида Луценко, на третьем — хорошо известная украинским читателям двуязычная Мила Иванцова. Ее новый роман называется «Игра в параллельное чтение». На своей странице в Фейсбук новоиспеченная лауреатка призналась, что сразу после награждения получила предложение от трех издателей. Всем бы так!

Есть известные имена и среди дипломантов — Александр Гаврош и Марина Соколян. В прошлом году Гаврош уже получал I место в номинации «Пьесы для детей», а в 2007 году занял ІІ место в номинации «Пьесы» за «Ромео и Жасмин» — произведение, которое уже второй год подряд успешно кочует по театрам Украины. А для Марины Соколян это уже третий диплом от «Коронации».

Номинация детской прозы подарила приятный сюрприз в виде победы Галины Вдовиченко, известной, прежде всего как взрослый автор и многолетний лауреат «Коронации». Впрочем, первое место львовянке пани Галине, которая всегда ест лишь по пол-яблока (шутка), пришлось делить с харьковчанином Валентином Бердтом, который считает, что «Все начинается в тринадцать» (название произведения); что ж, это кому как повезет. Замечу также, что славный в союзописательских кругах Олег Черногуз получил только диплом.

Диплом в номинации «Киносценарии» получил Ярослав Яриш, который проживает на Львовщине и пишет интересные исторические романы. Первая премия осталась в Киеве у известного режиссера Надежды Кошман (сценарий, по которому будет создан ее новый фильм, носит инфантильное название «Джульетта»), вторую разделили между собой Винница (режиссер Наталья Доляк, по образованию — актриса кукольного театра) и Луганск (Илья Кныш).

Самый лучший киносценарий для детей, как уже отмечалось, написал Виктор Андриенко в соавторстве с Игорем Письменным.

Сюрпризы продолжались. Лауреат премий им. О.Гончара и издательства «Смолоскип», нынче модный и в то же время очень юный поэт Мирослав Лаюк вдруг «засветился» как драматург: его пьеса с длиннющим названием «Житие Диогена Коринфского и Пинзеля Бучацкого» получила третье место в соответствующей номинации. Первое завоевала также хорошо известная и много раз «коронованная» Надежда Симчич с текстом «Конец эпохи вишневых садов».Второе место занял сценарист с почтенным послужным списком Василий Босович.

Анна Багряная — хорошая знакомая «Коронации» и теперь зарубежная украинская писательница — получила диплом в номинации «Пьесы для детей». Из разговора с ней знаю, что одна из ее детских пьес сейчас с успехом идет в Скопье. А первую премию (и единственную — вторую и третью в этот раз не присуждали) дали киевлянке Екатерине Цимбалист за пьесу «Лесная царевна и Зорегляд».

Тенденция перехода «из жюри — в лауреаты», почти как из варягов в греки, обозначилась в номинации «Песенная лирика». Хорошо помню, как несколько лет назад в Театре им. И. Франко презентовали эту номинацию. Как Анатолий Матвийчук рассказывал, насколько необходимы современной украинской эстраде профессионально написанные тексты. Золотые слова... Сейчас Анатолий Николаевич — народный артист — получил первое место от «Коронации». Ну, кто же напишет лучше метра! А на второй ступеньке — Игорь Жук, двуязычный поэт, бард, фотограф, а также муж Ирен Роздобудько. Наверное, именно талантливая и очаровательная жена вдохновляет Игоря на прекрасные песни. Среди дипломантов вспомню также бывшую победительницу в номинации «Романы» Марию Влад. А для детей лучшие песни сочинил известный киевский бард Вячеслав Кукоба.

Андрея Кокотюху, видимо, самого плодотворного остросюжетника Украины, наградили за «лучшее историко-патриотическое произведение». Честно говоря, эта формулировка вызывает еще большие опасения, нежели предыдущая. Пишет себе человек детективы, никого не трогает, и вдруг — патриотизм, который в наших условиях граничит чуть ли не с терроризмом! Роман называется «Червоный», почти как у Орхана Памука. Остается разве что добавить, что это уже 11-ое коронационное награждение Андрея.

В области странствований вознаградили, разумеется, Максима Кидрука. Да и кто, кроме него, лучше напишет о путешествии в Мексику, Перу или Анголу? Впрочем, жанр это сложный, потому что покупают такие книги те, кто сам не путешествует, а таких меньшинство. Следовательно, роман-путешествие должен быть максимально интеллектуализирован, как, скажем, у Сейса Ноотебоома («Кружная дорога в Сантьяго» — путешествие по северной Испании), Жана-Люка Утерса («Письма с плоской земли» — рассказы о бельгийской Фландрии) или Мишеля Уэльбека («Остров Ланзарот» — об одноименном куске суши), чтобы читатель также почувствовал себя умником, с которым ведется чинный разговор.

Издатели в этом году выбрали роман запорожского журналиста и барда Валентина Терлецкого «Небоскреб». Учитывая предыдущий опыт, наверное, роман ожидает большой успех. В прошлом году издатели отметили «Ключи от лифта» Милы Иванцовой. С тех пор роман вышел достаточно большим тиражом и с большим успехом и в Украине, и в России. Вот такой была 12-я церемония награждения лауреатов «Коронации слова». Почти безукоризненно. И с сюрпризами.

Иван РЯБЧИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ