Недавно в Киевском дворце детей и юношества состоялась презентация новой игры «Украина — чудесное путешествие по стране через время и пространство». В основе этой настольной игры — 2400 вопросов по истории, географии, природе, культуре, спорту нашей страны. Идея заимствована из Финляндии, где уже были выпущены игровые материалы для Великобритании и Франции. Эти игры призваны затрагивать и укреплять патриотические чувства игроков. Кстати, по словам Жанны Федченко, педагога и психолога по образованию, а ныне менеджера посреднической фирмы по распространению в Украине настольных игр, изготовляемых в Финляндии, в Европе сейчас возрождается мода на семейные настольные игры. Они способствуют организации семейного общения, дефицит которого так остро стали ощущать наши западные соседи. Возникли даже ежегодные конкурсы, на которых представляются настольные игры. Они регулярно проводятся в Канаде, США, Франции, Дании, Финляндии и Норвегии. Эти конкурсы бывают как национальными, так и международными. Особым спросом в мире пользуются игры на развитие логики и комбинаторики мышления, стратегического и тактического мышления, а также игры, развивающие память и способности к ассоциациям. «Во всех этих играх акцент делается на моменте общения, когда близкие люди могут собраться вместе и заглянуть друг другу в глаза», — рассказывает Жанна Федченко.
Ограничение сферы общения, как замечают преподаватели педагогического колледжа КНУ им. Тараса Шевченко, сказывается и на характере уличных игр детей. «Наблюдения за современными детскими уличными играми показывают, что они имеют тенденцию к уменьшению динамики и выхолащиванию самого существенного психологического компонента — необходимости подстраиваться в своих действиях к движениям взаимодействующего с ребенком сверстника- партнера», — говорит преподаватель предмета «Социальная работа в сфере досуга» Валентина Фаренкова. — Некоторые взрослые не видят разницы между двумя разными типами прыгания — через веревку, которую крутят двое детей и через резинку, которую удерживают ногами участники игры. Однако во втором случае отсутствует элемент взаимодействия. Из множества несущественных, на первый взгляд, вещей складывается развивающий эффект уличных забав и игр детей. На игровой площадке взрослые имеют возможность незаметно повлиять на процесс игры в нужную им сторону — через организацию предметного пространства, снабжения игровыми материалами, а иногда и открытым поощрением определенных игр. В играх без взрослых всегда больше детского творчества. Когда рядом нет взрослых, то ситуация подстегивает кого-то из детей стать лидером».
Сегодня модной формой организации досуга становятся интеллектуальные игры, которые зачастую заполняют все свободное время школьника, вытесняя спонтанную игру. «Мир очень изменился, — говорит психолог центра педагогики и психологии Киевского дворца детей и юношества Елена Погружальская. — Сейчас практически все сориентированы на определенные жизненные достижения. К этому родители готовят и своих детей. Так что курс — на развивающие интеллект игры. Такое развитие можно сравнить с окультуренной рекой, когда речные берега плотно объяты каменной набережной. Спонтанная же игра схожа с рекой, свободно выбирающей свой путь по полю или по лесу. Такая зарегулированность не дает возможности полноценно раскрываться ни речкам, ни детям. Дети, которые могут свободно играть и рисовать, более творчески воспринимают мир, а опираясь на свои потребности, лучше развивают и свои природные наклонности. В игре реализуется потребность маленького человека в развитии своей фантазии, инициативы, находчивости, смекалки. Учитывая такие потребности, у нас сейчас появилась целая индустрия развивающих школ для очень маленьких детей, начиная с двух-трехлетнего возраста. Возникли даже целые педагогические школы, формирующие с помощью игр взаимодействие маленького человека с действительностью», — говорит Елена Погружальская.