Коли надія перевищує страх, то вона породжує відвагу.
Георгій Кониський, український письменник, проповідник, церковний і культурний діяч

А МОЖЕТ, НЕ ЗАКУРИМ, ТИНЭЙДЖЕР, ПО ОДНОЙ?

18 жовтня, 2000 - 00:00

Мы уже стали воспринимать чуть ли не как должное четырнадцатилетних девчонок, «балующихся» на глазах у всех пивом или ром-колой, и публично курящих двенадцатилетних пацанят. Нас не удивляет, что почти круглый год пустуют футбольные поля и спортплощадки. Мы, взрослые, в повседневной суете и заботах о хлебе насущном зачастую даже не удосуживаемся задать себе простой вопрос: какими растут наши дети, что мы делаем, дабы они были здоровыми? А ведь поводов для беспокойства более чем достаточно. Возьмем то же курение. Только по данным официальной статистики в Украине по-серьезному пристрастились к табаку 10% всех 12-13-летних и от 20 до 40% 16-17-летних. Поэтому, если мы и дальше будем продолжать бездействовать, закрывать глаза на проблему подросткового курения, делать вид, что ее как бы не существует, она сама напомнит о себе. Напомнит целым «букетом» болезней, возникших вследствие пагубного влияния никотина на неокрепший растущий организм. А ведь, как известно, любую болезнь во стократ легче предупредить, нежели бороться с ее негативными последствиями.

Не курят там, где за курение взялись всерьез. Международная практика доказала: государственные программы ограничения и общественные пропагандистские кампании всегда приносят позитивные результаты. И отрадно констатировать: это уже осознали и мы. И не только осознали, но и решили объявить настоящую войну никотиновому «змию» и его вредному влиянию на подрастающее поколение. Так, в конце сентября нынешнего года в Украине стартовала общенациональная программа предотвращения продажи сигарет несовершеннолетним в торговых заведениях. Инициаторами акции выступили Госстандарт Украины, АО «Филип Моррис Украина», Украинская ассоциация потребителей (УАП), Институт потребителя, Фонд профилактики химической зависимости и СПИДа, Всеукраинская рекламная коалиция, а также рекламные агентства «БигБорд» и ЗАО «Виллард Груп».

Несколько слов о том, как будет проходить программа, и что планируется сделать в ходе ее реализации. В акцию будут вовлечены около 13 тысяч торговых точек в 140 городах страны. Помимо этого во всех оптовых пунктах продажи табачных изделий распространят информацию о программе. Сотрудники Филип Моррис Украина и письмо-обращение Госстандарта напомнят продавцам: в нашем государстве законодательно запрещена продажа табачной продукции гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. На витринах, кассовых аппаратах и дверях магазинов разместят яркие наклейки с красноречивыми надписями: «Стоп продажу сигарет неповнолітнім» и «Стоп підлітковому курінню». Специальные значки участников программы получат продавцы. Торговые заведения обеспечат тематическими памятками для молодежи и письмами к родителям, имеющим привычку посылать за сигаретами своих несовершеннолетних детей. Кроме того, двадцать пять городов запестрят биллбордами с логотипом программы. Эти щиты станут логическим продолжением начатой два года назад первой украинской социальной программы противодействия подростковому курению «Курити? На це немає часу!».

Почему Филип Моррис Украина и его единомышленники решили поставить прежде всего заслон именно продаже сигарет детям и подросткам? Оказывается, на то есть весьма веские причины. УАП, Институт потребителя и Восточноукраинский фонд региональных исследований провели опрос в четырех крупнейших городах Украины. Задача анкетирования — выяснить реальное положение дел относительно продажи сигарет несовершеннолетним и отношение к данной проблеме продавцов табачной продукции. Оказалось, всего лишь 59 процентов киевских работников торговли и 64% их коллег из регионов считают курение детей и подростков социально значимой проблемой. Только пятая часть столичных проанкетированных уверенно назвали соответствующие законодательные акты, запрещающие продажу табачных изделий несовершеннолетним. 74% (вдумайтесь в эту цифру!) харьковских, львовских и одесских респондентов о последних ничего не знают. Практически каждый третий киевский продавец и почти половина львовских, одесских и харьковских откровенно признались, что продают сигареты несовершеннолетним. Согласитесь, могут ли быть более красноречивые свидетельства необходимости и актуальности начатой программы?

— Мы глубоко и искренне убеждены: несовершеннолетние не должны курить, — говорит руководитель по связям с общественностью АО «Филип Моррис Украина» Константин Рябенко. — Да, наша компания производит сигареты. Но это — продукция исключительно для взрослых. Только взрослый человек может сознательно решать — курить ему или нет, поскольку в состоянии реально оценить все риски, связанные с потреблением табака. А детям и подросткам, которые психологически к этому не готовы, сигареты категорически противопоказаны. Филип Моррис Украина не нужны деньги несовершеннолетних. Без них наш бизнес не только не пострадает, а, наоборот, выиграет. Мы — законопослушная компания и намерены сделать все от нас зависящее, чтобы и наши торговые партнеры были такими же. Мы разделяем озабоченность общества проблемой подросткового курения и готовы способствовать самым эффективным мерам, направленным на борьбу с курением детей и подростков. Поэтому и решили призвать всех, кто способен предотвратить распространение столь пагубной привычки в молодежной среде — родителей, учителей, продавцов и государственные учреждения, — объединить усилия в борьбе с курением несовершеннолетних. Очень надеюсь, что к нашей инициативе присоединятся и другие производители табачной продукции и верю: начинание поддержат все здравомыслящие граждане Украины. Перед нами сложная социальная проблема, решить которую сможем только сообща.

— Начатая программа — новая веха в сотрудничестве между производителями, рекламистами и общественными организациями, — уверен президент УАП Олег Самчишин. — В начале 2000 года мы начали вести интенсивные переговоры с АО «Филип Моррис Украина», предложившим данную акцию. Конечно, может возникнуть вопрос, почему именно производитель табачной продукции решил инициировать такое мероприятие? Все дело в том, что компании, достигшие определенного успеха, имеющие опыт работы на рынке пришли к пониманию: они — не просто производители, а люди, ответственные за происходящее в обществе. Поэтому Украинская ассоциация потребителей высоко оценила инициативу Филип Моррис Украина и решила активно ее поддержать. Мы, в свою очередь, призываем и других производителей табачной продукции присоединиться к начатой программе и считаем действия Филип Моррис Украина примером того, как должны работать аналогичные компании на цивилизованном рынке.

Безусловно, нельзя не приветствовать начинание Филип Моррис Украина и его единомышленников в их попытке противодействовать курению в детской и подростковой среде. Да, нескоро, не через год и не через два, но принесут все эти целенаправленные мероприятия свои позитивные плоды. Ведь общеизвестно — капля камень точит. И, будем надеяться, в обозримом будущем наконец-то произойдут кардинальные изменения в нашем сознании. И мы все — мамы, папы, учителя, продавцы, государственные и общественные деятели — скажем свое твердое «нет» курению несовершеннолетних. Ну, а пока... А пока, перефразируя известное изречение Наполеона, в бой мы уже ввязались. Кто его выиграет — зависит только от нас.

Газета: 
Рубрика: