Коли надія перевищує страх, то вона породжує відвагу.
Георгій Кониський, український письменник, проповідник, церковний і культурний діяч

Выборы: немецкий опыт

23 листопада, 2004 - 00:00
«ЛЮБЫЕ ВЫБОРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ВНУТРЕННИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ, НА КОТОРЫЙ НЕ ДОЛЖНО ОКАЗЫВАТЬСЯ КАКОЕ-ЛИБО ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ»,— СЧИТАЕТ ДИТМАР ШТЮДЕМАНН (НА ФОТО СПРАВА — В РОССИЙСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ЮБИЛЕЮ ШНИТКЕ) / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

За границей с огромнейшим интересом следят за выборами в Украине. В последние недели отечественная избирательная кампания остается одной из главнейших тем мировых масс- медиа... Такое внимание вполне понятно, поскольку выборы в любой стране — событие немаловажное. Чаще всего именно в избирательный период мировые СМИ и «вспоминают» о том или ином государстве. «Украинский выбор» рассматривают с различных позиций: начиная c простой констатации предвыборных фактов и заканчивая основательными анализами будущего страны. В Украине, к слову, недавно довольно много говорили о сходстве и различии выборов в США и в нашей стране. Однако мало кто сравнивал украинские «электоральные бои» с европейскими избирательными моделями. Чем отличаются, к примеру, украинские выборы от немецких? На этот и многие другие «выборные» вопросы накануне второго тура ответил «Дню» Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в Украине Дитмар ШТЮДЕМАНН.

— Коснемся сначала процесса выборов президента Украины в этом году. Что г-н посол считает тут наиболее тяжелым минусом, а что — положительным явлением?

— Первый позитив — это, без сомнения, высокая степень политизации граждан Украины. Создается впечатление, что в вашем обществе прогрессивно растет движение — и не только среди молодежи — за поддержку перемен в стране. Думаю, что в этом отношении Украина значительно опережает другие страны так называемого постсоветского пространства.

Считаю негативом очень сильный антагонизм — даже открытую враждебность — между соревнующимися партиями и кандидатами. В Германии такого не может быть: ведь идет речь о соревновании политических программ, а не о смертельном поединке врагов.

— Отличаются ли, по вашему мнению, сегодняшние выборы в Украине от предыдущих парламентских и президентских? Если да, то чем?

— Тут я соглашаюсь с мнением группы наблюдателей от ОБСЕ, которые сделали заключение, что эта избирательная кампания в Украине была хуже, чем предыдущие. Во всяком случае, каких-либо ожидаемых улучшений не наблюдалось.

— Как вы оцениваете вмешательство некоторых иностранных политических деятелей в ход избирательной кампании в Украине?

— Во-первых, об этом должны были бы говорить как раз те политические деятели, которых обвинили во вмешательстве. Ведь это аксиома: любые выборы являются внутренним национальным процессом, на который не следует оказывать какого-либо внешнего влияния. (Тем более, что такие внешние влияния могут скорее всего привести к противоположному результату).

Вот, скажем, недавно состоялись выборы президента США. Известно, что отношения между Германией и США являются очень важным фактором внешней политики Германии. Но невозможно себе даже представить, чтобы кто- нибудь из ведущих политиков Германии, не упоминая уже федерального канцлера, попытался бы вмешаться в процесс американских выборов с целью добиться избрания одного из кандидатов и обеспечить тем самым своей стране определенные преимущества.

— Оказывает ли в Германии существенное влияние на избрание кандидата его вероисповедание, церковь, к которой он принадлежит? Каково влияние духовенства на политический выбор своих прихожан?

— На основании своего опыта — а я уже немолодой человек — могу утверждать, что церкви, церковные структуры никогда не вмешиваются в избирательный процесс. Они достаточно умны для того, чтобы от этого отказаться. Более того, сами люди, прихожане не хотят, чтобы на них кто-либо (даже духовенство) как-то тенденциозно влиял. Они отлично понимают, что во время выборов речь идет об очень важных для них вещах и что от их личного решения зависит многое.

Хочу еще заметить, что те проблемы, которые являются очень важными с политической точки зрения, и те политики, которые баллотируются, не имеют ничего общего с религиозными делами. Германия — светская страна, в которой церковь и государство разделены, а их отношения регулируются специальными соглашениями. Решения политических проблем не зависят от мнения церкви и не касаются церковных проблем. Но в то же время касаются всех граждан, независимо от их вероисповедания.

— Как тщательно выполняются предвыборные обещания немецких кандидатов? Насколько СМИ и общество контролируют выполнение обещанного?

— Конечно, и у нас политики не свободны от страсти к обещаниям. Но тут надо делать различие между честными и нечестными обещаниями. Некоторые обещания могут даваться искренне, но потом политические или экономические обстоятельства меняются, и честное обещание не может быть выполнено — по объективным причинам. Это понятно. Нечестные же обещания политик склонен очень быстро «забывать». Однако такие ложные обещания возвращаются к своему автору, как бумеранг — второй раз ему уже не поверят; такие политики не имеют будущего.

— Сколько времени в Германии проходит со дня выборов до оглашения конечного официального результата голосования? Насколько общество доверяет государственным чиновникам, которые занимаются организацией голосования и подсчетом голосов?

— Начну с ответа на последний вопрос: граждане Германии никогда не сомневаются в правильности подсчета голосов, а также в правдивости окончательного результата.

Благодаря современным технологиям и методам подсчета голосов, уже через час после закрытия избирательных участков обнародуются неокончательные сведения, которые, однако, позволяют с большой точностью прогнозировать финальный результат. Окончательные результаты, как правило, становятся известными уже в ночь после выборов. Когда речь идет о коммунальных выборах — немного дольше. Тогда подсчеты длятся до следующего после выборов дня. Бывают, однако, и сложности — в тех случаях, когда, как это было на последних выборах канцлера, кандидаты набирают почти равное количество голосов. Тогда подсчеты затягиваются до глубокой ночи (ночи после выборов). Но при любых обстоятельствах у нас никогда не было такого случая, чтобы подсчеты длились на протяжении нескольких дней.

— Какая черта характера или биографии кандидата на высокие должности в государстве считается наиболее популярной в сегодняшней Германии?

— В центре внимания каких- либо выборов должны были бы находиться исключительно политические, социальные и экономические программы кандидатов — программы на определенный период времени ради достижения вполне конкретных результатов. Но и у нас, как во всем мире, повышается уровень, так сказать, «персонификации» выборов. Это связано со все возрастающей ролью средств массовой информации. И в результате для успеха кандидата необходима не только убедительная программа, но таким же «убедительным» должен казаться избирателям и сам кандидат. Он должен производить впечатление открытой, серьезной, волевой личности, способной реализовать свои планы. Очень ценится также широта взглядов кандидата — его интересы должны выходить за рамки своей партии.

— Почему в Германии до сих пор не было канцлера или президента-женщины?

— Так как-то получается. Хочу, однако, напомнить, что во время последних выборов президента Федеративной республики Германия вторым кандидатом была женщина. И это не впервые. Ибо женщины у нас ни в коей мере не дискриминированы — их присутствие в политике весьма заметно. Так, из 14-ти членов правительства шесть — женщины. То есть, почти половина. Треть членов парламента — женщины. Это свидетельствует о возрастающей роли женщин в политике, об их политической активности и о возможности реализовать свои политические амбиции.

— Как быстро, по вашему мнению, развивается — фактически с нулевой отметки — украинское гражданское общество?

— Думаю, что за 13 лет Украина достигла на своем пути к гражданскому обществу значительных результатов. Постоянно увеличивается число активных, заангажированных людей, которые уже не хотят отдавать на откуп политическому руководству решение всех возможных проблем, особенно тех, которые касаются каждого. Все больше граждан приходят к пониманию, что государство — это не только политические структуры, но также они сами — люди. А осознание существующей сегодня большой дистанции между народом и властными структурами приводит наиболее активных граждан не только к конфронтации с властью, но также — к сотрудничеству с нею через общественные организации. Активно меняются стандарты общественного поведения, повышается качество и востребованность образования. Вот пример. Я только что прилетел из Николаева, где имел удовольствие познакомиться с Гуманитарным университетом. Там работает и учится уже совсем другое, без сомнения, новое поколение украинцев, которые являются украшением этого старого города. Главное то, что в университете преподаются современные предметы, и преподаются весьма квалифицированно, на современном уровне знаний. Это компьютерные технологии в полном объеме, юриспруденция, политология и др. Преподавательский состав очень хорошо понимает, что юриспруденция, унаследованная от старых времен, никому не нужна вообще. И что именно юриспруденция должна воссоединить Европу. Ведь право и законы — фундамент всякого общества. Для меня все это было очень интересным и обнадеживающим!

— Насколько сегодняшняя Украина напоминает Германию после Второй мировой войны? Как сумели немцы так быстро и высоко подняться? Что служило им главной опорой?

— С исторической точки зрения, в свой стартовый момент Украина и современная Германия находились в несхожих ситуациях. Ведь немцы после Второй мировой войны начинали жизнь с нуля во всем — в политике, экономике, морали, мировоззрении, в быту. В 1945 году вокруг нас и в наших душах не было ничего, кроме развалин. Это была полная и всесторонняя катастрофа. И у людей не было другого выхода, как только работать — день и ночь. А также думать о том, как создать новое общество, новое государство, которые оберегали бы народ от повторения того, что произошло. Результатом стало так называемое политико-экономическое чудо — комбинация экономических успехов, эффективных политических структур и высокой социальной ответственности.

Я больше помню не ужасы войны, а ее последствия. Страшными были разъединение семей при разделе Германии, голод, развалины вместо жилья. И миллионы беженцев вокруг. Мои детские воспоминания — это хаос, несчастья и постоянный страх, даже во сне. Всю мою последующую жизнь я работал для того, чтобы все это не повторилось.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: