Эту постановку можно назвать музыкальной реликвией, достойной Книги рекордов Гиннесса. Данная сценическая версия сохраняется в первозданном виде уже 54 года. На генеральной репетиции практически все кресла партера были заняты сотрудниками Национальной оперы Украины и несколькими журналистами, которые увидели «кухню» Большого театра. Дирижер Алексей Степанов, приехавший на несколько дней раньше, провел две репетиции с Симфоническим оркестром киевской оперы и ввел в спектакль хор детей (наши школьники), помог адаптироваться солистам и хористам к сцене. Все присутствующие были поражены профессионализмом москвичей. Прибыв в Киев в два часа ночи, ровно в одиннадцать начали прогон. Репетиция шла четыре с половиной часа. Причем Виталий Таращенко (Самозванец), Александр Науменко (Пимен), Владимир Кудряшов (Шуйский) и Татьяна Ерастова (Мнишек) пели в полный голос, а ведь через пару часов уже спектакль.
— Чувствуется огромный вокальный резерв у солистов, — поделился своими впечатлениями дирижер Национальной оперы Украины Иван Гамкало. — Если они так поют на прогоне, то что же будет вечером? Я восхищен дисциплиной и профессионализмом артистов. Есть большой гастрольный опыт работы в сжатые сроки и умение быть в хорошей форме. Я бы отметил Владимира Маторина (Годунов). У певца красивый голос, актер статен, фактурен, импозантен, то есть имеет прекрасные внешние данные для роли царя Бориса.
В последние годы Большой театр несколько утратил свое лидирующее положение в опере. Сейчас законодателями моды является Мариинский театр. Но говорить о закате Большого не приходится. У них ставятся много премьер. Замечательно, что в их репертуаре есть спектакль, на котором вырастают целые поколения музыкантов, певцов и даже зрителей.
Когда в перерыве я поинтересовалась у певцов, часто ли они работают в таком экстремальном режиме, то они признались, что на гастролях никто не капризничает, требуя трехдневного отдыха. Просто каждый вокалист знает свой потенциал и заверили, что на спектакле сбоя не будет. Забегая наперед, скажу, что оба вечера отмечены действительно триумфальными выступлениями. Спектакли посмотрели не только заядлые театралы, но и Президент Леонид Кучма, и многочисленные представители политбомонда, а также дипломатического корпуса стран, аккредитованных в Украине.
По словам главного дирижера Национальной оперы Украины Владимира Кожухаря, оперу «Борис Годунов» можно назвать музейным раритетом, ожившей картиной. Роскошные декорации и костюмы, созданные прекрасным художником Федором Федоровским, передают эпоху седой старины. «Замечательно, что театр чтит свои традиции и сохранил спектакль таким, каким его создал режиссер-постановщик Леонид Баратов, — подчеркнул Владимир Маркович. — Каждое поколение исполнителей вносит свои нюансы, не ломая в корне спектакль. Когда некоторые критики говорят о том, что нужны новые идеи, необходимо осовременить постановку, то я категорически против. Пишите и ставьте свое, но не трогайте шедевр, которым является «Борис Годунов» в версии Большого театра. Я рад успеху коллег, доволен, что получилось взаимодействие российских артистов и украинских музыкантов».
Оказывается, в Большом театре существует целая очередь солистов, желающих петь в этой опере. По словам Андрея Григорьева, ему удается исполнять образ Щелканова только на гастролях — иначе не пробьешься.
— Грандиозно! Спасибо за праздник, — сказала прима киевской оперы Светлана Добронравова. — Ведь знаю постановку наизусть, а когда хор запел: «Хлеба, хлеба!» — то у меня мороз по коже. Прекрасные солисты. С какой самоотдачей пел и играл Владимир Маторин (Годунов), очень убедителен Виталий Таращенко в роли Самозванца. Артист — представитель львовской вокальной школы. Уже четверть века поет. Для драматического тенора — большой срок, но Таращенко в прекрасной форме. Я рада, что мой сокурсник по ростовской консерватории бас Александр Науменко (Пимен) стал настоящей звездой Большого театра. У него академическая манера пения — слышно каждое слово, сильный голос с красивым тембром. У Татьяны Ерастовой (Мнишек) — контральто, которое звучит мощно. А вот Юродивый (Сергей Гайдей) мне не очень понравился. Наш Александр Гурец эту партию исполняет намного лучше, и хористы у нас поют тоньше, с нюансировкой. Впрочем, все это детали. Большой театр показал замечательный спектакль. Коллектив по-прежнему является одним из лучших. У них есть чему поучиться, но я уверена, что и наша Национальная опера не хуже. Думаю, если мы поедем в Москву, то и нам есть, что показать и чем гордиться.
Кстати, переговоры об ответных гастролях украинских артистов в кулуарах велись. Получили предложения выступить в спектаклях Большого театра несколько наших солистов. Так что московские гастролеры вызвали оживление не только среди публики, но и среди профессионалов. Оживление, граничащее с волнением. Может быть, поэтому директор Национальной оперы Петр Чуприна, выйдя на сцену и благодаря россиян за чудесный праздник музыки, забыл назвать компанию «Альянс Шатро», организовавшую приезд москвичей.
О том, как попадают в знаменитую труппу, о планах и секретах Большого театра расскажут заведующий оперой Олег Черников и солист Александр Науменко, но об этом и многом другом читайте в последующих номерах «Дня».