Ассоциация фермеров и частных землевладельцев (АФЗУ) требует от правительства Украины увеличить государственную поддержку фермерских и личных крестьянских хозяйств, предусмотрев на эти цели в государственном бюджете 2005 года 395 млн. гривен. И действительно, можно ли считать правильным, что большая часть инвестиций в агропромышленный комплекс направляется перерабатывающим предприятиям, в то время как у производителей сельхозпродукции консервируются едва ли не феодальные технологические уклады? Похоже, абсурдность этой ситуации первыми осознали переработчики молочной продукции.
Закрытое акционерное общество «Юрия» — одно из ведущих молокоперерабатывающих предприятий Черкасс и области. Знакомство с ним автор начал с участия в дегустации кисломолочной продукции, которую проводили работники отдела контроля за сырьем. Как считает генеральный директор ЗАО Андрей Носков, одна из составляющих популярности торговой марки «Волошкове поле» (на последнем Всеукраинском конкурсе качества продукции «100 лучших товаров Украины», который проводился в Одессе среди отечественных производителей, йогурт, ряжанка и сметана черкасщан получили золотые медали) заключается именно в том, что ее продукция ежедневно подвергается не только химическому анализу, но и органолептическому контролю и по многим параметрам сравнивается с аналогичными изделиями таких общепризнанных грандов, как, например, «Данон» и «Ерманн». Вот и на этот раз придирчивые специалисты сошлись на том, что в «васильковом» «Янтаре» чувствуется незначительный излишек соли. И главный технолог Людмила Ильницкая тут-таки начала вносить коррективы в рецептуру.
Но, к сожалению, не одни только качественные показатели продукции на сегодняшний день являются решающими в этой несколько деформированной конкуренции, разворачивающейся сегодня на рынке молокопродуктов. При сложившихся условиях в украинском животноводстве судьей на рынке нынче, как ни странно, выступает не потребитель, а производитель сырья, который выбирает, с кем ему выгоднее сотрудничать. Поэтому переработчики вынуждены налаживать отношения с производителями, сознательно идя на некоторые дополнительные расходы. Так, «юрьевцы» в этом году прокредитовали одно из частных хозяйств, предоставив ему на время заготовки силоса импортные кукурузоуборочные комбайны «Ягуар». Крестьяне же отработали тем, что добросовестно возвращают предоставленный заем молоком, несмотря на приманки других переработчиков...
Обо всех этих проблемах в разговоре «Дня» с руководителем общества Андреем НОСКОВЫМ.
— Как влияет нынешняя ценовая ситуация на работу вашего предприятия?
— От предыдущего владельца нам достались огромные долги за сырье. Нынче большую половину из них — свыше миллиона гривен — уже вернули. Но это было сделано за счет чрезвычайных усилий коллектива, который вынужден на многом экономить, а иногда, откровенно говоря, и рисковать. Иногда сетуют на дороговизну молочных продуктов. Но нынешняя цена на сырье (1,15 гривни за килограмм) не является экономически обоснованной. Тем более, что учитывая довольно ограниченные (из-за сокращения молочного стада) ресурсы, которые так быстро не возобновляются, не трудно прогнозировать ее дальнейшее повышение. Поэтому себестоимость конечной продукции, которая на 70% состоит из начальной закупочной цены сырья, также не может стоять на месте. Учтите также подорожание горючего и, как следствие, падение рентабельности наших рейсов за молоком на 250—300 километров...
— На конференции «Молочный мир», которая недавно состоялась в столице, звучали предложения платить за сырье единую цену, независимо от сезона. Как вы на это смотрите?
— Да, ООО «Агросоюз» из Днепропетровщины выступил с таким предложением. Впрочем, не единственное ли это хозяйство в Украине, где при получении молока от коров следуют жестким ветеринарным требованиям и, что не менее важно, контролируется сезонность запусков и отелов животных, а следовательно, где имеют сравнительно стабильное производство в течение всего года. К сожалению, у нас таких поставщиков нет. Если сейчас мы перерабатываем 90 тонн, что составляет всего 30 процентов проектных мощностей, то летом количество сырья непропорционально увеличивается, то есть в течение года неоправданно образовываются «пробелы» и избыток, усложняя этим работу маркетинга. Такая же ситуация и в большинстве других регионов.
— Нынче перерабатывающая промышленность занимает одно из первых мест по объему инвестиций. Возможно, с их помощью вам удастся изменить ситуацию к лучшему, и возобновляя сотрудничество с поставщиками, улучшить поставку сырья?
— Инвестиции должны вкладываться не столько в перерабатывающую промышленность, сколько в АПК, в частности на развитие селекции животноводства, строительство специализированных молочнотоварных комплексов, внедрение высокопроизводительных доильных и холодильных установок. Именно из-за устарелых методов содержания скота, антисанитарного состояния помещений, нарушения гигиенических требований при доении микробиологические показатели молока в десятки раз превышают допустимые требования.
— Касаются ли стандарты и прочие законодательные акты производителей молочной продукции?
— Вы задаете очень своевременный вопрос. Одной из самых серьезных проблем остается действующее законодательство, которое, на мой взгляд, данные вопросы не регулирует. Так, в законе «О молоке и молочных продуктах», принятом летом этого года, отмечается, что в молочных продуктах должно содержаться не менее чем 50 процентов молочного сырья. Встает весьма актуальный вопрос: а что именно, то есть вещество какого происхождения должно наполнять остальной продукт? То есть правовая норма четко узаконивает разнообразные искусственные добавки. Скажем, для того, чтобы изготовить тонну сливочного масла, необходимо использовать 22 тонны цельного молока, соответственно на 5 тонн фактического выхода натурального животного продукта идет 100 тонн сырья. Можно ли говорить о честной конкуренции с теми заводами, которые ежедневно имеют 100 тонн молока, и вот чудо, столько же производят и масла? К тому же, и само определение молокопродуктов несогласовано с Госпотребстандартом, который также не отрицает присутствия разных пищевых ингредиентов, но выступает против полной или частичной замены ими составных частей молока.
Нет у нас и исчерпывающе оформленной формулировки для такого популярного продукта, как кефир. Закон трактует его как национальный продукт, изготовленный на кефирных грибках, и тут есть сомнения не только потому, что кефир, как известно, выходец из Северного Кавказа. Принципиальный вопрос относительно применения тех или иных молочнокислых бактерий, входящих в состав этого продукта. Если заквасить молоко исключительно на кефирных грибках, то срок его пригодности не будет превышать трех суток. Если же изъять применяемые на практике грибки, отличающиеся от кефирных, которые по своим свойствам позволяют удлинять срок хранения, приемлемый и для покупателя, и для изготовителя, то это неблагоприятно отразится на планировании торговой дистрибьюторской сети. И как нам тогда работать?