Коли надія перевищує страх, то вона породжує відвагу.
Георгій Кониський, український письменник, проповідник, церковний і культурний діяч

Защищать родину-мать?

А если кто-то считает ее мачехой?
16 серпня, 2000 - 00:00

Маршал Тюррен при Людовике ХIV на вопрос о том, что нужно для поднятия патриотического духа армии и, соответственно, ее успешных действий, ответил: «Всего три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги». После распада СССР Украине в наследство досталось 38 высших военных училищ, которые со временем благополучно пришли в упадок из-за недостатка финансирования. Сама армия, несмотря на перманентную реорганизацию и сокращение, также оставляет в материальном плане желать лучшего. О таких вещах, как «дедовщина», и говорить нечего. Все это, разумеется, не прибавляет желания призывникам исполнить свой долг перед отечеством.

Вера в идеалы — грозное оружие. Римляне выходили на поле боя воевать «за алтари и очаги», турки — за «великого Аллаха», советский народ — пусть за полумифическое, но все же «светлое будущее». А многие ли из нас испытывают чувство гордости своей страной или хотя бы четко идентифицируют себя как ее гражданина? Наконец, какие сыновьи чувства может питать простой налогоплательщик, одевший военную форму, к государству, которое его защищать, в свою очередь, и не думает? Вот мнение «среднестатистического» призывника Александра, студента II курса академии МВД Украины:

— Мне бы очень хотелось уклониться от службы в украинской армии (! — Авт. ). Я считаю, что пребывание в ее рядах — это время, потраченное впустую. Меня не привлекает перспектива жить полтора года впроголодь и испытывать всю тяжесть неуставных отношений. И, кроме того, я не считаю, что чем-то обязан стране, которая не заботится о своих гражданах. Пойти в армию меня вынуждает исключительно учеба в таком заведении, как академия МВД.

Подобных точек зрения немало. Многие думают, что если уж и приносить родной стране пользу, так скорее посредством самореализации в «мирных» профессиях. Если даже кто-то из призывников и считает, что служба в армии — это «школа жизни», то все равно желания туда попасть особо не испытывает.

Впрочем, есть и другие мнения, Валентина Алексеевна, мать семнадцатилетнего сына:

— Мой сын пойдет служить. И я его не заставляю, как вы могли бы подумать. Все-таки это долг перед нашей страной, какой бы она ни была. И потом, ведь страна — это мы сами. Когда все начинают думать, что ничего не должны делать для страны, начинается такая разруха, как сейчас. А если каждый исполняет свой долг, тогда ситуация улучшается — это показывает история.

Свое мнение имеет «военный люд». Майор Юрий Волковый (Минский райвоенкомат Киева) считает, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа желающих попасть в армию. По мнению майора Волкового, молодые люди начинают осознавать, что служба в армии — это престижно, так как после прохождения такой «школы» человек имеет возможность получить хорошую высокооплачиваемую работу в рядах госслужб, спецназе, СБУ.

Американская армия в свое время тоже сталкивалась с проблемой так называемых «неуставных отношений» и полнейшей неорганизованностью в своих рядах — во времена всеобщей воинской повинности. Ситуация коренным образом изменилась со введением практики контрактной службы в армии. Теперь американский контрактник имеет возможность служить отечеству, зная, что оно (отечество) до нюансов продумает все детали, которые в результате вызовут в нем (контрактнике) желание служить родной державе. Тут вам и служба организации досуга, и психологи, помогающие адаптироваться в воинском коллективе, и целая «серия» капелланов (военных священников), которая оказывает духовную помощь нуждающимся своей конфессии.

Очевидно: для желания служить в армии необходимы, во-первых, действительный патриотизм (что подразумевает возможность гордиться своим государством) и коренное изменение условий службы в Вооруженных силах. Последнее, хочется верить, произойдет с обещанной Минобороны в ближайшие годы реформой и переводом армии на контрактную основу. Тогда проблема уклонения от армейской службы отпадет сама собой.

Кстати, как сообщает УНИАН, Президент Украины Леонид Кучма дал поручение правительству, согласно которому премьер обязан до 1 октября текущего года принять немедленные меры к финансированию в полном объеме Вооруженных сил Украины и других военных формирований. Примета перемен? Наталья МЕЛЬНИК

«Дню» СИТУАЦИЮ КОММЕНТИРУЮТ:

Владимир МАЛИНКОВИЧ, политолог:

— Основная проблема, на мой взгляд, в том, что у большинства украинских граждан не сложилось представление о том, что Украина — это их родина. Процесс формирования украинского народа, украинской нации и украинского отечества еще в начальной стадии. Необходимо прежде всего время и доброжелательное отношение и граждан друг к другу, и государства к гражданам. Когда человек станет гражданином — у него будет и ответственное отношение к своему Отечеству. А ответственное отношение будет требовать и определенной жертвенности. На сегодняшний день, на мой взгляд, не больше 17% населения готово жертвовать собой ради Отечества. Они четко знают, что их Отечество — Украина, и это очень высокая для них ценность.

Многое зависит, конечно, и от поведения государства. Если опасность будет очевидна для всех, граждане будут выполнять свой долг по необходимости защищать свою жизнь и жизнь своих близких. У нас в стране до 80% желают дружеских и стратегических отношений с Россией и относятся к ней очень хорошо, и в то же время практически 60% хорошо относятся к европейским ценностям, к европейским государствам. Получается, есть огромное количество людей, практически половина всего населения Украины, которые хорошо относятся и к Европе, и к России. А от кого еще защищать Украину? У нас с одной стороны море, с другой — Запад, с третьей — Россия. Есть спорные вопросы между Украиной и Россией, между Украиной и Западом, но не настолько спорные, чтобы мы нуждались в защите от них.

Юрий МИРОШНИЧЕНКО, президент Всеукраинского общественного объединения «Новая генерация»:

— Согласно теории Общественного договора, по которой государство и граждане берут на себя определенные обязательства, если одна из сторон не выполняет возложенных на нее обязанностей, то другая автоматически освобождается от своих. Таким образом, если государство не заботится о своих гражданах, то они соответственно, и не обязаны его защищать. Такая позиция свойственна западному человеку и является более прагматичной и, на мой взгляд, даже циничной. Но тех, кто действует по этой логике, нельзя осуждать.

Есть еще и другой подход, который основывается на патриотизме и опирается на чувства человека. Да, настоящий патриот защищает свою Родину не как систему общественных структур и ощущает долг не перед государственным аппаратом или должностными лицами, которые воплощают в себе понятие «государство», — он защищает свою землю, память предков и право потомков на суверенитет, культуру и этническую самобытность, отстаивает свое национальное достоинство. Именно этот подход ближе нашей ментальности. Он является доминирующим в отношении украинцев к своему государству и требует защищать Родину, заботиться о ней, несмотря на все нелады, не оставлять ее на произвол судьбы в трудные времена экономических трудностей.

Михаил МЕЛЬНИК, доктор социологических наук, руководитель Центра информационно-правовой помощи органов местного самоуправления:

— Выполнение или невыполнение долга по защите Отчизны имеет не только юридический, но и морально-этический аспект. Наиболее четко он просматривается в вопросе: обязан ли гражданин Украины защищать государство, в котором, по данным социологических исследований, власть не принадлежит народу и которое не заботится о своих гражданах?

Как ни удивительно, но более 50% опрошенных отвечают одобрительно. И это понятно, потому что конституционный долг предусматривает защиту не столько государственного механизма, сколько своей семьи, дома, родного языка, культуры и тому подобное. Мотивация по поводу выполнения конституционного долга может быть различной, однако в ее основе находится то, что мы всегда понимали под словом «патриотизм».

Наталья МЕЛЬНИК
Газета: