ИДЕЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СТРАНЫ ПОДМЕНЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕЕЙ
Ситуация в Украине существенно иная, чем в Польше, Балтии и даже Киргизии. Там партократия была навязана колонизаторами, имела слабые местные корни, с обретением независимости сошла с политической арены и была заменена функциональным аппаратом управления европейского типа. У нас, в России и большинстве стран СНГ она сохранила власть, оставила старую структуру управления и тоталитарную идеологию примата государства над личностью. Изменены лишь внешние атрибуты (язык, флаг, герб). Наши наследники царских и советских чиновников жизнестойки и способны размножаться. Их число выросло за годы независимости в 2-3 раза. Владея лишь командно-плановым методом управления, они саботируют робкие попытки своих шефов начать структурные реформы, которые те без желания, под давлениям извне вынуждены время от времени делать. Высокопоставленный бесхитростный выходец с периферии выдал их мысли, заявив, что пора игнорировать давление и, оставив игры в реформы, вернуться к планированию.
Из истории известно, что косный бюрократический строй может быть побежден и изменен в результате энергичной, но мирной и законной борьбы с ним активной молодой части общества. Без этого имитация построения рынка и демократии административно, силами не приемлющего их аппарата, будет продолжена, с нулевым конечным результатом. Это поняли наиболее прагматичные члены правительства. В интервью «Комсомольской правде» Тигипко призвал бизнесменов начать организованно бороться с произволом чиновников. Но поднять молодежь на мирную борьбу за свое будущее, можно только выдвинув простую и понятную идею достижения этой цели.
Ее отсутствие, наряду с падением уровня жизни способствовало и усилению опасных общественных явлений: упадка морали, роста преступности, наркомании. Раньше молодые люди хотели стать космонавтами, артистами, спортсменами, учеными, ныне престижны профессии рэкетира, килера, проститутки. Это в свою очередь также влияет на экономику, углубляя ее падение.
Доктриной бывших партократов и их нынешних союзников, а ранее —врагов (части бывших диссидентов), является построение нового государства. То, каким оно будет, считается менее важным. Подмена идеи преобразования старого строя этой доктриной позволила ее главным авторам сохранять многое от тоталитаризма.
Левые противопоставляют ей подчинение России, завуалированное в форму государства (союза) славян. То и другое равно отвечает интересам правящей элиты и бывшие партократы поделились на сторонников независимости и союза. Хотя Украина, как государство, состоялось, и, кроме экономического краха, ей ничто не грозит, демонстрация их «борьбы», расколовшей общество, выгодна. Возней вокруг Крыма и Севастополя ее поддерживают.
«Радетели государства», от экс-премьера, построившего на краденые миллионы виллу в Сан-Франциско, до милиционера, требующего «законную» мзду от нищих бабок, торгующих овощами на улицах, считают, что они строят государство, а воровство, взятки и саботаж реформ — издержки переходного периода. Их левые друзья-противники с новым государством на старой основе смирились, хотя на словах выступают против.
Большинство молодой части общества к пропагандируемой властью идее равнодушна, связывает с независимостью падение уровня жизни. Заметно утихли споры и вокруг близкой идеи гегемонии украинского языка, будируемой заинтересованными в этом структурами. Более действенными эти идеи смогли стать в богатом государстве (в Израиле), а не при нашей нищете.
После политического всплеска 1991 года общество пассивно относится и к идее структурных рыночных реформ. «Курс реформ» нынешнего Президента так «заболтала» пропаганда, что поверив в их реальность, многие связывают с ними (а не с их отсутствием) разруху, считают их бессмысленными и выступают против любых, вредных, по их мнению, перемен. Большинство понимает, что косметическое приукрашивание старой системы — не структурные реформы, но в их реальность не верит, считая это таким же мифом, как построение коммунизма. Не видя будущего, молодежь аполитична, а пожилые и средних лет люди, как ранее при разрухах, на которые пришлась треть тоталитарного периода — приспосабливаются, стараясь выжить в ожидании лучших времен.
УРОКИ ИСТОРИИ
Рассмотрим предыдущие радикальные преобразования страны. Идея и методы ведения реформ 1861 года были просты и ясны. Царь-реформатор обратился к стране, после чего в земствах были проведены собрания дворян и крестьянских общин, которые и выработали условия освобождения крестьян. После обобщения они были узаконены. Более сложная и спорная тогда для общества идея преобразования абсолютной монархии в конституционную — понимания не нашла. Царя убили молодые революционеры, перед самым подписанием указа о конституции. Их союзниками были правящие чиновники, сделавшие все, чтобы жандармерия теракту не препятствовала. Это привело к революциям, войнам, отодвинуло конституцию на 40, а более полную демократизацию — на 130 и больше лет.
В 1917 году активная часть общества поддержала простую идею: разрушить старый общественный строй и на развалинах построить новый, на основе всеобщего равенства.
Из опыта французской революции было известно: насилие ведет в тупик, реставрация старого, в его худшем виде неминуема. Но призыв уничтожить существующий строй воодушевил молодежь. Сыграло роль и то, что разрушение лучше мирного преобразования вписывается в извечную борьбу отцов и детей. Молодежь, без старшего поколения, сделала и отстояла революцию. Опытные офицеры шли в белую армию, затем — в эмиграцию. Героями войны становились в 16-18 лет (А. Гайдар и др.). Двадцатипятилетние Щорс, Тухачевский, Уборевич, Якир, Тимошенко командовали дивизиями и фронтами. Страну возглавили молодые политики: главе государства Свердлову было 32 года, другим четырем членам политбюро — 40 лет, Ленина, в его 48, звали «стариком».
Когда спустя время воцарился новый строй, не менее консервативный и жестокий, чем старый, борясь за власть, популист-политик Троцкий вновь попытался поднять молодежь на его свержение. Но уроки 1917 года не прошли даром — ставшая более прагматичной молодежь за ним не пошла. Неудачной была и аналогичная акция в Китае, которую затеял, назвав ее «культурной революцией», сам Мао. И у нас была попытка вовлечь молодежь в политическую борьбу, но от голодовки студентов правящая партократия «откупилась», заменив правительство Масола равноценным.
Тоталитарная советская власть подбрасывала молодежи и «мирные» цели, связывая их с той же идеей построения нового общества. Ее энтузиазм использовался для устранения неизбежных при плановом хозяйстве просчетов. Молодежь постоянно призывали на построение Магнитки и других гигантов первых пятилеток, «комсомольские стройки», преодоление неграмотности и вековой отсталости, подъем целины. Это дало результат. Несмотря на недостатки системы, созданное энтузиазмом отцов, мы добиваем и проедаем уже три десятилетия.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Для повышения эффективности экономики США удачно используют либеральную «американскую» идею, подаваемую как шанс каждому молодому человеку своим трудом и талантом нажить миллионы или стать президентом. Развитие здоровой конкуренции показывает действенность этой популистской идеи. Но срабатывает она тоже не всегда.
Общества Польши и республик Балтии вдохновило «вхождение в Европу» — идея внешне похожа на нашу идею независимости. Но отстранение от власти старой номенклатуры сделало невозможным сохранение старой тоталитарной системы. Это и определило успех.
В Индии массовое гражданское неповиновение колониальным властям позволило мирно отвоевать независимость страны. Израиль аналогичную нашей идею возрождения государства и языка использовал лучше нас, так как изначальная рыночная экономика и помощь диаспоры обеспечили высокий уровень жизни.
В России, как и у нас, идеи искоренения тоталитаризма подменена национальной. Там она приобрела традиционную мессианско-имперскую форму. Ее одобряет пока большинство этнических русских, но опыт Сербии и события на Кавказе показывают, что в многонациональной стране — это бомба замедленного действия.
В некоторых странах молодежь пытаются привлечь и не политическими идеями (похожими в этом плане на идеи «комсомольских строек»). Так в Аргентине, по примеру древней Греции, в среде молодежи пропагандируется культ здорового тела и образа жизни.
КАКАЯ ИДЕЯ НУЖНА МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ
Вселяет надежду, что молодежь, как и все общество, понимает опасность и бесперспективность насилия. Экстремисты, левые и правые, как и Троцкий, не поднимут ее на свержение строя, несмотря на его вину за катастрофическое падение уровня жизни. Потомкам не придется, как нам, мучительно искать способ возврата разрушенного. Но предотвратить насилие недостаточно. Чтобы Украина вышла из кризиса, нужно, чтобы молодежь признала идеи построения демократии и рыночной экономики своими идеями и стала активно бороться за преобразования страны. Сейчас, как и при Александре II, трудно сформулировать идею мирного демократического преобразования страны в привлекательном и понятном для молодежи виде. Это препятствует реформированию.
Для этой цели непригодны перечисленные выше идеи. Но какая-либо, пусть паллиативная идея нужна, чтобы устранить нынешнее бесперспективное видение будущего. Роль такой идеи может сыграть классический призыв: «Учиться!», постоянно появляющийся в периоды обновления обществ всех стран и народов. У нас он известен, как послереволюционный лозунг Ленина — часть идеи построения нового строя. Показательно, что к этому же призывал молодежь Украины и Клинтон при посещении Киева в мае 1995 года. Этот лозунг по-видимому нужно реанимировать, вложив в него новое содержание.
Для возрождения и преобразования страны нужны грамотные и умелые бизнесмены, специалисты наукоемких специальностей и сельского хозяйства. Но учебой только во имя государства прагматичную молодежь соблазнить трудно. Молодому человеку или девушке нужно внушить, что учиться они должны для себя, для получения высокооплачиваемой, нужной, престижной специальности. Именно это будет наиболее полезным для выхода из кризиса страны и будущего преобразования общества. На этих трех основных направлениях может быть сосредоточена пропаганда учебы.
Нужны молодые энергичные бизнесмены, организаторы своего дела. Они должны быть не только знатоками в своей области, знать компьютер и один — два иностранных языка. Это и психологи, способные работать с людьми, экономисты, финансисты, юристы.
Однако для того, чтобы в наших условиях успешно вести свое дело, они должны уметь его отстоять. Сейчас каждый бизнесмен выживает в одиночку, давая взятки «нужным» чиновникам, поддерживая этим коррупцию и препятствуя выходу страны из кризиса, развитию бизнеса, привлечению иностранных инвесторов. Бороться с всесилием чиновников 28 ведомств, «опекающих» наш многострадальный бизнес должны союзы бизнесменов.
Важнейшим для нашей страны является сельский бизнес. Иметь свою землю и богатое хозяйство — вековая мечта украинца. Но 70 лет тоталитаризма превратили крестьян в белых рабов новых латифундий, а молодежь пополнила ряды городских люмпенов. Всегда хозяева, а не батраки были опорой государства, патриотами. Но пока оно, как и бывший Союз, опирается на «земельных баронов» — противников сельских хозяев. Поэтому, в отличие от Польши и даже России, число фермеров у нас мизерно, а сельскохозяйственное производство нерентабельно. Но не все еще потеряно. Работать на земле украинцы не разучились. Сейчас крестьяне, хозяйствуя на мизерных приусадебных клочках земли, обеспечивают с них страну на 2/3 овощами, молоком и мясом. Однако выйти на большие площади и механизировать труд смогут лишь молодые грамотные фермеры, когда это станет престижно.
Большинство не имеет способностей к бизнесу. Им нужно помочь овладеть престижной, нужной, высокооплачиваемой наукоемкой профессией, которая всегда обеспечит работой. Программирование, ремонт и сборка компьютеров, другой сложной техники и другие аналогичные специальности требуют углубленной общей подготовки и специальных знаний. Наличие таких специалистов в наукоемких отраслях обеспечит преобразование и подъем экономики Украины.
МОЛОДЕЖЬ И ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
Когда нынешняя молодежь станет на ноги, видимо, и будут похоронены нынешние посттоталитарные порядки. Украина «войдет в Европу». Президентские выборы могут стать важным, решающим шагом на этом пути. Хотя бы один реальный кандидат в президенты, должен призвать молодежь выйти из «политической тени» и включиться в борьбу за свое и всей страны лучшее будущее. Этим он сделает добро молодежи, всему обществу и повысит свой шанс быть избранным. Если этого не сделать сейчас, Украина будет еще 5 лет, как и сейчас, топтаться на месте, неуклонно скатываясь к бедным странам «третьего мира».
Но трудно ждать конструктивной молодежной программы от кандидатов, опирающихся только на люмпенов, пенсионеров, чиновников, «земельных баронов». Есть надежда, что это сможет сделать Марчук.
Эта программа привлечет молодежь, если будет содержать не только призыв учиться и бороться с всесилием чиновников, но и реальные меры по улучшению положения молодежи и системы образования. А то, что эта система требует улучшения, не вызывает сомнений. Приведем лишь один, характеризующий ее, далеко не самый вопиющий факт,. Оплата профессора университета ныне по курсу — 60 долларов в месяц, что намного меньше, чем получает девочка, работая после школы секретарем в малой фирме. Может ли нищий наставник быть для молодежи авторитетом?!