Один из старейших в Украине научно-методических центров оказался на грани существования
Галина ДЕМЧЕНКО, "День"
Трудно сказать, что именно - несовершенство нормативно-правовой базы, субъективный подход или некомпетентность послужили причиной событий, происходящих в эти дни в четырехэтажном особняке на углу улицы Владимирской и бульвара Шевченко. Свыше 40 лет его занимал Украинский дом экономических и научно-технических знаний общества "Знание" Украины.
Парализована работа секций. Встал вопрос о выплате неустойки организациям, подавшим заявки на проведение конференций и семинаров. В комнатах и аудиториях взломаны замки, вынесена мебель, нарушена телефонная вязь. У дверей выставлена охрана с целью "не пускать посторонних". А начиналось все, как в сказке: "Была у лисички избушка ледяная, а у зайчика лубяная..."
В сентябре прошлого года молодое Министерство по делам науки и технологий обратилось с просьбой к Обществу "Знание" выделить ему на правах аренды два этажа здания, занимаемого Украинским домом экономических и научно-технических знаний (УДЭНТЗ), обосновывая просьбу тем, что "использование этого здания Министерством целесообразно как с практической, так и с этической стороны: рядом НАН Украины, Киевский Национальный университет им. Т. Шевченко, другие государственные и научные организации". Общество "Знание", посчитав невозможным лишить свой научно-методический центр большей части его лекционных аудиторий, не согласилось.
Через месяц, на основании постановления Верховной Рады Украины "Об имуществе общесоюзных общественных организаций" (которые объявляются в нем общегосударственной собственностью), появляется распоряжение Кабинета министров: Миннауки официально получило право принять в оперативное управление здание УДЭНТЗа с условием выделить последнему часть помещения на правах аренды.
Однако следует заметить, что республиканское общество "Знание" оформилось в самостоятельную организацию в ноябре 1990 г., за год до распада СССР, и в момент провозглашения Украиной независимости его имущество не являлось общесоюзной собственностью.
В ноябре, после отказа общества передать помещение Миннауки, Министерство обратилось в Арбитражный суд, который обязал Дом знаний подчиниться распоряжению Кабинета министров. Правда, при этом отметил, что рассмотрение вопроса о соответствии данного распоряжения действующему законодательству - не в его компетенции.
В январе этого года УДЭНТЗ получает письмо из Министерства науки с настоятельной просьбой подписать Акт о передаче здания и разрешением оставить во временное пользование 10 комнат.
И, наконец, последнее, февральское, распоряжение Кабмина обязывает коллектив научно-методического центра до 5 февраля освободить помещение.
Теперь УДЭНТЗу предлагается на правах аренды в восемь раз меньшая площадь, занимавшаяся прежде Госкомитетом по науке и технике.
Коллектив Дома знаний работал по принципу самоокупаемости. Зарплата, содержание здания, плата за коммунальные услуги обеспечивались доходом, получаемым за проведение научно-практических мероприятий. Кроме того, для укрепления материального положения руководство УДЭНТЗа воспользовалось и современным средством получения дополнительного дохода - часть помещений сдавались в аренду Киевскому институту бизнеса и технологий, Украинской коммерческой школе, научно-производственной фирме "Грис", представительству Вирджинского университета. 15% сдаваемой в аренду площади приносят 18% дохода. Теперь все арендаторы оказываются на улице, и кто-то должен отвечать за расторжение договоров.
Надо отдать должное той энергии, с которой Миннауки расчищает себе место под солнцем. Можно надеяться, что его не постигнет судьба аналогичного российского органа, просуществовавшего всего один год. Но возникает вопрос - какую пользу принесет отечественной науке министерство, начавшее свою деятельность с разгрома научно-методического центра?
Последнюю надежду возлагает на общество "Знание" Конституционный суд.