Коли надія перевищує страх, то вона породжує відвагу.
Георгій Кониський, український письменник, проповідник, церковний і культурний діяч

Музейная прописка contemporary art

26 грудня, 2001 - 00:00

В конце года принято подводить итоги тому, что произошло и что удалось сделать. В итоге художественной и культурной жизнедеятельности Киева возникла новая концепция обогащения и развития коллекции Музея культурного наследия (филиал музея истории Киева) первой в Украине постоянной экспозицией современного искусства.

Для неискушенного киевского зрителя современным теоретически является авангардное искусство ХХ века, а практически — безыскусные салонные штудии галерейного бизнеса. Актуальное и адекватное времени contemporary art переводится как «современное искусство» и имеет в Европе и на других континентах музеи и институты, изучающие проблемы и перспективы его развития. Динамика культурной глобализации привела к ускорению и расширению интеркультурного обмена. В результате этого обмена исчезают многочисленные традиционные формы и способы мышления. Главная причина этому — скорость, новая скорость получения и обмена информацией. Новые технологии и коммуникации создают возможность жить и творить в многочисленных параллельных мирах, которые взаимодействуют и влияют друг на друга. Сейчас ни одно государство не может существовать герметично, не подвергаясь дискурсивным и практическим изменениям в результате внешних влияний. Изоляция или же движение вспять не являются серьезной альтернативой процессу глобализации. Разработка новой стратегии деятельности с учетом нового опыта в социальной, культурной, экономической и политической сферах — одна из важнейших задач ХХI века.

Видео-арт, www-арт, инсталляция, перфоманс, фотографика и многие другие виды современного искусства требуют серьезного изучения. Так же, как и эстетически-идеологические направления постмодерна — концептуализм, трансавангард, поп-арт. К радости критиков, коллекционеров и самих художников в Музее культурного наследия создается некая лаборатория по изучению самого современного в отечественном искусстве, ограниченном, правда, рядом художников и кураторов украинской эмиграции. Ведь музейная экспозиционная деятельность является лишь результатом научно-исследовательской работы. А строгость научного исследования требует четких рамок, каковыми для Музея культурного наследия является круг украинской диаспоры. К нему, впрочем, относится целый ряд громких имен мирового современного искусства — к примеру, Илья Кабаков или Олег Кулик.

Предпосылкой к новой научной и практической деятельности музея стали проведенные в его залах выставки. «Женское дело» — презентация работ четырех художниц украинской эмиграции, представительниц разных поколений и способов художественного мышления. Экспериментальная экспозиция куратора выставки — научного сотрудника музея Юрия Мацюка — продемонстрировала индивидуальность их творческого выражения и контекстуальную адекватность развитию мирового изобразительного искусства. Затем при поддержке кампании «Фармако» в музее состоялась выставка одного из признанных в мире украинских мастеров contemporary art. Александра Ройтбурда «Распятый Будда». А недавно совместно с Институцией нестабильных мыслей музей представил проект независимого куратора Наталии Филоненко «жАРТома» с участием украинских, русских художников и художников диаспоры.

Инициаторами первой в Украине постоянной музейной экспозиции современного искусства на базе Музея культурного наследия выступили Музей истории города Киева и агентство «ПРактик». А первыми экспонентами — основоположниками этой экспозиции стали куратор Ежи «Юрий» Онух (Польша — Канада — Украина), директор Центра современного искусства при НаУКМА и художник Александр Ройтбурд (Украина — США). В качестве иллюстрации своей кураторской деятельности Ежи Онух подарил музею фрагмент живописной инсталляции признанного польского художника Леона Тарасевича, созданной в рамках проекта Онуха «Малярство» в Киеве (2000 год). На Венецианской биеннале в 2001 году Тарасевич повторил инсталляцию и использовал для каталога фотоматериалы киевской акции, которую, таким образом, можно назвать мировой премьерой. Картину Александра Ройтбурда из цикла «Повседневная жизнь в Помпеях» (1996 — 1998 годы), экспонировавшуюся на выставке «Распятый Будда», преподнесло в дар музею агентство «ПРактик». Оно же организовало по случаю презентации будущей экспозиции прием в ресторане «Zorro».

Там и произошел исторический момент дарения и принятия даров, иначе говоря, первых поступлений в коллекцию contemporary art Музея истории Киева. Продуманное меню презентации в сочетании с пионерской романтикой вестернов (стены ресторана расписаны комиксами из жизни романтичного Зорро) способствовали благорасположению музейных сотрудников, современных художников, кураторов, критиков и коллекционеров. Не было официальных речей и актов — эту наводящую тоску символику представить себе не трудно. А вот представить в Киеве раскрепощенную, благодушную атмосферу цивилизованного раута по действительно культурному поводу, атмосферой напоминающего party Венецианской биеннале — достаточно сложно. И, тем не менее, становится возможным.

Наталия СМИРНОВА, искусствовед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: