Выставка пастелей симферопольской художницы Татьяны Шевченко (в галерее «Акварель») состоит как бы из двух частей, двух действий. Их можно считать вполне самостоятельными выставками (тем более, что они носили разные названия: первая — «Волшебный край», вторая, вошедшая в проект «Рождественские праздники на Костельной», — «Ангел мой»). Но — с не меньшим основанием — можно воспринимать пастели «Волшебного края» и «Ангела моего» как единую, очень цельную по замыслу и настроению экспозицию.
Собственно говоря, Татьяна Шевченко начинала как текстильщица. Ее переход к пастели состоялся сравнительно недавно — каких-нибудь семь лет назад. Но пастель — техника чрезвычайно капризная. Ее особое очарование невозможно «подогнать» ни под живопись, ни под графику. И, как это ни печально, нужно признать, что только в некоторых работах «жирная», чуть не пастозная манера работы, характерная для Татьяны Шевченко, может быть названа не разновидностью живописи (которая отлична от живописи масляной только матовостью поверхности), а именно пастелью, которая, как говорят, так нежна, что разлетается даже от глубокого дыхания работающего художника.
По той же причине фотографии не дадут о работах Татьяны Шевченко почти никакого впечатления — или, что гораздо хуже, дадут впечатление совершенно превратное. Татьяна Шевченко принадлежит к числу художников, которые много и активно (и, вероятно, охотно) репродуцируются, однако подавляющее большинство репродукций с ее работ трудно отнести к удачным. Тончайшие красочные переливы вдруг приобретают на них впечатляющую, но малоприятную «анилиновую» яркость. Между тем красота и особая утонченность лучших пастелей Татьяны Шевченко — именно в изысканности их колорита, построенного обычно на градации одного, в общем-то, цвета — серебристого, серо-зеленого, холодновато-розового. Иногда цвет становится более плотным и декоративным, сохраняя, однако, свою «пастельность».
Татьяна Шевченко весьма решительно обращается к самым разнообразным жанрам — и работает в них (пастелью) с одинаковым успехом. Среди ее работ, составивших нынешний «выставочный диптих» — своеобразные «видения-феерии» («Венецианский карнавал») и романтичные аллегории («Афродита»). Художница охотно пишет цветы, особенно маки.
Но все-таки большая часть работ Татьяны Шевченко — пейзажи и марины, посвященные Крыму. «Волшебный край» — это, конечно, Крым. О нем Татьяна Шевченко говорит в тонах более чем восторженных: «Как хорошо, что у меня есть мой Крым! Как хочется отвлечься от суетливой обыденной жизни, остановиться на миг в нашем сумасшедшем беге, раствориться целиком в этом единственном. Самом лучшем месте на Земле» — и т. д. Ее работы, составившие первую выставку в «Акварели», — наилучшие иллюстрации к высказываниям такого рода. Крымские пейзажи не могли не возникнуть и на второй выставке — рядом с «Благовещением», «Молитвой», «Великомученицей». Еще одна пастель выставки «Ангел мой» называется «Позови меня в даль светлую». Заложенный в этой фразе смысл, конечно, многозначен. Но, кажется, создавая эту «Даль», Татьяна Шевченко имела в виду все тот же «Рай на земле» — свой Крым.